Юрий Чайка начал лично принимать заявления о коррупции на сайте Генпрокуратуры

Генеральная прокуратура РФ установила прямую связь с гражданами, пострадавшими от коррупции. На сайте главного надзорного органа страны появился специальный раздел для жалоб и заявлений тех, кто оказался жертвой вымогательства со стороны чиновников.

Здесь можно не только узнать, как прокуратура борется с коррупцией, но и направить Юрию Чайке электронное послание, в котором рассказать о фактах мздоимства. Как заверили "Российскую газету" в этом ведомстве, ни один сигнал, оставленный в электронной "жалобной книге", без внимания не останется. Для предпринимателей, которые, пожалуй, больше других страдают от чиновничьего произвола, на интернет-ресурсе открыт отдельный раздел. Вся информация стекается в специализированное антикоррупционное управление и уже оттуда распределяется в аналогичные подразделения на места.

Это лишь один из элементов целой системы по борьбе с коррупцией, разработанной ведомством Юрия Чайки. Еще в прошлом году здесь начали работу над специальной методикой. Она позволяет проверять нормативно-правовые акты, выходящие из-под пера чиновников, на коррупционность. Занимались этим лучшие специалисты - практики и правоведы, входящие в научно-консультативный совет при Ген прокуратуре. В результате получился очень действенный инструмент, который успешно прошел "полевые испытания".

На местах уже проверили, как методика работает на практике. Ведомство Юрия Чайки провело широкомасштабную проверку.

Прокуроры искали коррупционные ловушки в нормативно-правовых актах местных администраций. В них чаще всего и попадают простые граждане, которым приходится иметь дело с чиновниками.

То, что методика работает, и причем весьма эффективно, подтверждают конкретные цифры. Так, в регионах прокурорами было выявлено почти 1400 правовых норм, имеющих признаки взяткоемкости. Более 400 из них прямо противоречат действующему законодательству. В результате прокуроры внесли более 250 протестов и 26 представлений об устранении нарушения закона.

Больше всего таких коррупционных дыр в бюджетном и земельном законодательствах, а также в нормативных актах, регулирующих госзакупки. Так, администрации Алтайского края и Читинской области заложили в постановлениях, стимулирующих инвестиции, норму, которая позволяет компенсировать предпринимателям процентные ставки по банковским кредитам за счет региональных бюджетов. При этом четкие критерии, определяющие, кому положена такая льгота, а кому нет, в документах указать забыли. Принятие решения отдали на откуп чиновникам. А раз так - есть лазейка для коррупционеров.

Расплывчатые формулировки, отсылки в нормативных актах на различные "положения" или "приказы", которые никто в глаза не видел. Подобные белые пятна - это один из главных факторов, стимулирующих коррупцию. Словом, чем больше отдается "на усмотрение" чиновника, тем выше вероятность, что его потом придется благодарить "за решение вопроса".

Сегодня вроде не середина 90-х, когда в России наблюдался парад суверенитетов и каждый околоток писал свои законы без оглядки на Москву. Тем не менее еще не редки случаи, когда на местах принимаются далекие от совершенства нормативные акты. Между тем в Генпрокуратуре считают, что исключение коррупционных дыр из местных нормативных актов - одна из главных профилактических мер против чиновничьего мздоимства.

- Генеральная прокуратура не раз выступала с предложениями делать обязательную антикоррупционную экспертизу всех документов. Однако такая работа проводится лишь в 18 регионах, где местные законодатели, в основном по инициативе прокуроров, приняли соответствующие законы, - прокомментировал ситуацию корреспонденту "РГ" начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Аникин.

Остальные, судя по всему, думают.

Кстати

В 2007 году прокурорами было выявлено около 1,1 тысячи коррупционных преступлений. Это в 2,3 раза больше, чем в 2006 году.

Только за три месяца нынешнего года прокурорами направлено в следственные органы свыше 1,2 тысячи материалов, содержащих признаки коррупционных преступлений. По 500 из них уже возбуждены уголовные дела.