06.06.2008 03:02
    Поделиться

    Развивая промышленность, новосибирские власти забывают об экологии

    От того, каким будет экологическое законодательство Новосибирской области, зависит, насколько эффективно будут решаться проблемы в этой сфере, как изменится качество жизни новосибирцев. Сейчас в областном Совете готовится закон о разграничении природоохранных полномочий. В редакции "Российской газеты" собрались специалисты, чтобы обсудить законопроект.

    В работе круглого стола приняли участие: заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям областного Совета Юрий Рыбаков; и. о. председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов мэрии Новосибирска Галина Быкова; член комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Александр Люлько; директор Сибирского экологического центра Александр Дубынин; координатор программ Сибирского экологического центра Илья Смелянский; член Всероссийской экологической экспертизы Владимир Роговцев.

    Российская газета: В России существует достаточно большая законодательная база - это закон об экологии, Водный и Лесной кодексы и многие другие. Нужно ли нам еще местное законодательство?

    Юрий Рыбаков: В существующей развитой системе нормативно-правовых актов есть ниша и для законодательства субъектов Федерации. Полномочия, переданные в регионы, должны быть регламентированы. Наша попытка создания системного акта - а именно таким задумывался сначала этот законопроект - пока не увенчалась успехом. Мы ограничились тем, что разделили полномочия органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Вопрос этот важен: кто за что несет ответственность. Закон небольшой, но он говорит о полномочиях администрации, губернатора, специального уполномоченного органа - департамента природных ресурсов. Органов местного самоуправления мы не касаемся: их полномочия прописаны федеральным законодательством.

    Владимир Роговцев: Мне кажется, гораздо лучше было бы обсуждать законопроект в том виде, в каком он задумывался, - как закон об охране окружающей среды области. Сейчас в документе практически не учитывается роль общественности - сказано лишь о проведении общественного контроля над охраной атмосферного воздуха. А об остальном что, молчать?

    Из 20 проектов Лесного кодекса в нескольких упоминался общественный контроль, но в конечной редакции от этих положений ничего не осталось. Между тем любое умолчание в законе - это питательная среда для коррупции. А общественные организации - это самый непосредственный контроль за исполнением законов, причем бесплатный. Мне кажется, в законе необходимо прописать взаимодействие облсовета с общественными организациями. Кроме того, закон обязательно должен пройти проверку на антикоррупционность.

    При планировании экономического развития необходимо учитывать, как это повлияет на экосистему региона

    Александр Дубынин: В России принята экологическая доктрина - там содержится положение, которое обращено к регионам и напрямую требует от них разработки регионального экологического законодательства. Огромные проблемы и нестыковки, трудности реализации экологического законодательства связаны с тем, что у местных властей нет четкого понимания, что такое экологическая политика и как она должна осуществляться.

    Что такое региональная экологическая политика? Это определение неких направлений, а закон - механизм, определяющий работу по ним. Будь у нас такая политика, гораздо легче было бы обсуждать конкретный закон. Сейчас ставится задача разработать долгосрочные программы. Это очень подходящий момент, чтобы задуматься: как мы учитываем экологическую составляющую в качестве жизни сибиряков? При планировании социально-экономического развития надо учитывать, как это будет отражаться на экосистемах области, на природном каркасе. Пока наши власти это никак не учитывают.

    Илья Смелянский: Мне кажется, мы должны обсуждать не один маленький закон, а целый пакет законов по экологии. Например, нигде не упоминаются особо охраняемые категории...

    Рыбаков: Есть отдельный федеральный закон, где это прописано. Кстати, что касается коррупционности. Она кроется в неопределенных нормах, когда что-то можно исполнять, а можно и не исполнять. У нас в этом законе таких положений нет.

    Смелянский: Но разве закон о разграничении полномочий не должен охватывать леса, животный мир? Ведь реализуются эти полномочия тем же уполномоченным органом. И еще вопрос: где участие в территориальном планировании? Это важный инструмент для управления особо охраняемыми территориями, землями сельхозназначения. Не решен вопрос с инспекторами, они ведь даже протокол не имеют право написать! Не затронуто экономическое стимулирование - тоже сильный рычаг. И кто мешает субъекту наделить полномочиями органы местного самоуправления?

    Рыбаков: К великому сожалению, мы как законодатели ограничены, так как находимся в рамках федеральных законов. Что касается лесов и животного мира, то здесь будут отдельные, такие же короткие законы, определяющие разграничение полномочий.

    РГ: Какие особенности, какие проблемы должно учитывать местное законодательство, касающееся экологии?

    Галина Быкова: В нашей компетенции три вопроса: организация природоохранных мероприятий; организация сбора и вывоза, утилизация бытовых отходов; сохранение зеленых насаждений и городских лесов. Мы считаем, что для реализации этих задач недостаточно одних федеральных законов. Хотелось бы, чтобы был местный закон о лесах. Хотя Лесной кодекс расширил полномочия и учредил институт муниципального лесного контроля, но нет механизма реализации. У нас, например, нет полномочий наказать рублем тех, кто портит городские леса.

    Александр Люлько: Депутаты городского Совета активно работают в области экологии. Например, в свое время на терри тории города было запрещено применять неэтилированный бензин. Ведь до 80 процентов загрязнений составляют загрязнения от транспорта. Кроме того, планируется вынести из центра города такое вредное производство, как жиркомбинат. Возможно, нам следует перенимать зарубежный опыт, где нормой считается три дерева на одного жителя города.

    РГ: Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Здесь важно экологическое воспитание и образование. Воспитываем ли мы будущих рачительных хозяев?

    Дубынин: У нас до последнего времени процветала странная и опасная политика вымывания экологических дисциплин из образования. Сейчас на уровне правительства провозглашено, что экологическое образование должно быть поддержано.

    Быкова: Может быть, нам нужен отдельный закон, касающийся экологического воспитания. Ведь все проблемы, которые мы пожинаем, порождены нашим сообществом.

    Поделиться