В ростовском детсаду "Веселинка" детей учат доброте через сказку

В ростовском детском саду №192 "Веселинка" каждый день - событие. Это не громкие слова, а такая педагогическая методика.

Тема сегодняшнего занятия в старшей группе - "Вода".

- Ручей. Сосулька. Капель. Шторм. Роса. Ребята, что связывает между собой все эти слова? - спрашивает воспитательница.

- Вода! Вода! - кричат наперебой дети.

- А какой она может быть?

- Быстрой. Шумной. Чистой. Грязной. Холодной.

Как настоящий иллюзионист, педагог берет прозрачную стеклянную колбу, заполненную молоком, и опускает в нее чайную ложку. Дети следят за каждым движением, затаив дыхание.

- Вы видите ложку? Нет? А теперь давайте опустим ее в стакан с водой. Видите? Значит, какая вода? Прозрачная!

Затем на экране телевизора появляется видеоряд: водопад, горное озеро, ледоход, айсберг. Ребята садятся за стол, на котором стоят емкости и тазик с водой. Они переливают жидкость и видят, как она принимает форму сосуда. Неожиданно в класс входит девушка, одетая в красивое платье, как в старых фильмах о Василисе Премудрой.

- Это царица Вода, - представляет воспитательница гостью.

Царица поет малышам песенку и вручает сказочную шкатулку с загадками, разгадав которые они смогут попасть в чудесный край воды. Девчонкам и мальчишкам не терпится поскорее открыть блестящий ларец. Благодаря подсказкам наконец они оказываются в… бассейне. Тут ребят уже ждут ниточки, к которым привязаны деревянные и металлические грузики. Одни тонут, другие - нет. Но малыши еще об этом не догадываются, им это предстоит узнать на личном опыте.

- Что остается у ребенка в памяти? Все самое яркое, - считает Александра Савостина, заведующая детским садом. - У ребенка мифо-эпическое восприятие мира. У него нет границы между реальностью и вымыслом. Для него все реально. Есть очень много старинных преданий - и их героев мы пытаемся преобразовать в детском восприятии. Мы выстраиваем занятие по типу сказки и туда вплетаем научные знания.

Помимо светских дат, в "Веселинке" отмечают самые значимые славянские праздники: солнцестояния и равноденствия, святочную неделю (с колядками), Ивана Купалы. Да и вся образовательная программа пропитана славянским духом (кстати, сам детский сад в военном городке Ростова был построен болгарами). Каждое утро начинается с чтения народного календаря - как называли наши прародители этот день, какие были приметы и предания, связанные с ним. На занятиях физической культурой ребята играют в народные игры, упражнения сопровождают закличками, потешками.

- Современный человек оторвался от мира природы, ему труднее получать радость от окружающей его действительности, он не видит плодов своего труда, - поясняет Александра Алексеевна. - Потребительская экономика сделала его жестче и алчнее. Многие ученые говорят, что ресурсы земли не бесконечны, нужно научиться управлять своими желаниями. Начинать надо с детей - воспитывая в них бережное отношение к окружающей среде. А с кого же еще брать пример, как не со славян? Ведь такого отношения к земле не было больше ни у одного народа. С ней разговаривали, о ней слагали песни: земля-матушка, кормилица наша. Или любовь к родине, родимой сторонушке... Все это мы стараемся прививать нашим воспитанникам. Подготовкой к праздникам, выходом из них мы создаем ту атмосферу радости, добра, которая сопровождает ребенка в дальнейшей жизни. Знаете, как я говорю новым воспитателям, которые приходят к нам работать? Мы выращиваем здесь рассаду добра.

Интересно, что более 50 процентов детей из "Веселинки", согласно опросам, хотят иметь большие семьи. И потомкам своим мечтают дать славянские имена: Забава, Дружина, Красимира, Добронрава, Добромир, Доброслав, Светибог. С такими именами, считают они, человеку уготована блестящая судьба.