19.06.2008 01:33
    Поделиться

    В Астраханской области исчезают уникальные природные объекты

    Местные ученые переживают, что бесконтрольная стихийная ликвидация этих объектов приведет через несколько лет к засолению огромных площадей сельхозугодий.

    - Если бугры разрыть, то накопленные в них соли начнут расползаться на сопредельные территории и погубят вокруг не один гектар сельхозугодий. На месте пастбищ и лугов, которые составляют сейчас основу кормопроизводства, возникнут солончаки, - рассказала корреспонденту "РГ" заведующая кафедрой почвоведения Астраханского госуниверситета доктор биологических наук Анна Федотова.

    Бэровские бугры, как объяснили корреспонденту "РГ" на кафедре почвоведения, немногие из оставшихся участков, которые можно считать зональными для дельты Волги. Это значит, они могли возникнуть только в этом регионе и при данных климатических условиях. Названы они в честь естествоиспытателя Карла Бэра, так как он первым описал их в XVIII веке. Но до сих пор никакой практической значимости в смысле охраны или особого статуса бугры не получили, хотя общепризнанно считаются уникальными природными образованиями, не имеющими аналогов в мире. На восточной стороне у них крутой склон, на западной - пологий. Бугры, которых особенно много на востоке региона, интересуют почвоведов, ботаников, геологов. Но вся эта армия ученых так и не пришла к согласию относительно образования бугров. Нет единой теорий, как они возникли, и чем объяснить сходство их формы, свойств, структуры и даже локализации. Бугры являются центрами аккумуляции солей и таким образом регулируют солевой режим в дельте Волги, попросту говоря, предотвращают засоление почв. В этих естественных солонках так много этой белой "отравы", и почва бугров настолько неплодородная, что практически не имеет растительного покрова.

    Бугры интересуют не только ученых. В регионе осуществляется множество проектов по возведению зданий, по производству стройматериалов. Бугры Бэра используют как дармовую кладовую песка. Как сообщили корреспонденту "РГ" в департаменте природных ресурсов министерства по ТЭК Астраханской области, производить забор материала бэровских бугров можно только при наличии так называемой лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Однако сложно представить, как эту "лицензионную деятельность" можно проконтролировать в степи, да еще, например, ночью, ведь бугры никем не охраняются. Потому-то их растаскивают и вывозят даже в Дагестан и Волгоградскую область. И ученые, регулярно выезжающие в экспедиции для исследования бугров, каждый раз констатируют новые потери. В итоге в пригородной зоне бугров не осталось вообще, а, например, в Маячинском сельсовете в той или иной степени разрушены все 23 бэровских бугра. Уже привычной картиной стал бугор, "объеденный" со всех сторон, вплоть до столба линии электропередачи. В Володарском районе вокруг бэровских бугров создано несколько заказников, где ограничена хозяйственная деятельность и запрещено расхищение материала бугров. В нетронутом состоянии сохранились бугры под мусульманскими кладбищами, которые люди устроили там во избежание подтопления могил.

    Несомненно, биосферная роль бугров на Нижней Волге огромна, но проблема в том, что она не конкретизирована, ее четкого научного обоснования еще не получено. Бугры воспринимают как нечто давно ставшее привычным, даже несмотря на то, что на общем фоне равнинного ландшафта дельты бугры выглядят инородными образованиями. Тем временем для ученых бугры до сих пор остаются в какой-то степени загадкой. Так, например, до сих пор неизвестно, откуда в них взялся солевой горизонт, залегающий на глубине всего 40-60 сантиметров. А их почвы не поддаются определению известными методами.

    Однако местные исследователи готовы даже отступить на какое-то время от сугубо научной цели исследовать непознанное, а направить все силы на популяризацию ценности этих объектов, на пропаганду важности их сохранения в условиях глобального изменения климата. Увлечь людей будет несложно, уверены ученые. Когда студенты находятся в экспедиции, местное население проявляет колоссальный интерес к их деятельности.

    - Думают, что мы ищем как минимум нефть. И когда оставляем на ночь приборы, то утром иногда застаем их разбросанными, - вспоминает Федотова.

    Однажды к исследователям наведывалась даже милиция.

    Тем временем

    Что касается рекомендаций властям региона, то ученые предлагают в срочном порядке взять под контроль и ограничить вывоз материала бугров. "Существует же квота на вылов рыбы. Так же и с использованием бугров должно быть введено какое-то ограничение, - говорит Анна Федотова. - Пока же их растаскивают тачками, экскаваторами, грузовиками".