В Новокузнецке проходит акция помощи детям, от которых отказались родители

В Новокузнецке набирает обороты акция "Помощь отказным детям". Хотя объявлена она была еще первого марта всего на один месяц.

На первом этапе акции, организованной в рамках областного проекта "Где ты, мама?", жители южной столицы Кузбасса приносили в местный детский фонд памперсы, игрушки, распашонки и ползунки. Одна семья отдала коляску. Все это добро вместе с чепчиками, ползунками и памперсами, приобретенными на средства от президентского гранта, передали в детскую больницу N3, где есть специализированное отделение для сорока отказных ребятишек.

А вообще в разных больницах Новокузнецка сегодня в буквальном смысле слова живут более 60 маленьких "отказников", которым нужна помощь. Но оказать ее в полном объеме не может никто. Впрочем, эта проблема актуальна для многих городов региона.

Судьба под табличкой

Чтобы понять, чем обделены "больничные" дети, корреспонденты "РГ" приехали в больницу N3. В одной из палат - шесть детишек грудничкового возраста. Кто лежит, кто сидит в кроватках, втискивая любопытные мордашки меж деревянных решеток и вглядываясь в лица незнакомых взрослых. Чистенькие, обычные малыши. Правда, над кроватками, как в зоопарке на клетках, таблички с именами, возрастом и заболеваниями. Здесь и гепатит, и ВИЧ-инфекция, и порок сердца, и другие диагнозы, оставленные "в наследство" непутевыми родителями.

Но первое, что сразу чувствуешь, - страшная духота. Медсестры пояснили: проветривать помещение опасаются, чтобы не простудить малышей. Вынести же всех разом из палаты на время, пока открыты окна, не представляется возможным. А так, говорят доктора, дети особо ни в чем не нуждаются. Питание отличное: молочные смеси, фрукты-овощи в изобилии.

Но нормальной-то жизни у детей все равно нет. Этого скрыть невозможно, да никто и не старается. Сотрудники родильного дома и больниц отвечают за соматическое здоровье ребенка, но заниматься с каждым из детей - просто физически не могут.

Больничных малышей никогда не выносят на улицу, держат на руках только в период кормления, переодевания и гигиенических процедур. Им не читают книжек и не развлекают игрушками. Во-первых, всего этого в больницах нет, как нет и колясок, одежды для прогулок и "на выход". А также элементарно нет "рук". На каждую медсестру приходятся десятки детей, и женщины при всем желании не смогли бы обеспечить им нормальное человеческое существование. Беда в том, что ни федеральное, ни областное, ни муниципальное законодательство не предусматривают содержание больничных детей. Для ухода за ними, а также для приобретения им личных вещей просто нет статьи расходов.

И "социальных" мест, предназначенных для постоянного нахождения детей, в больницах тоже нет. Ведь считается, что дети здесь временно.

В разных городах региона закрывают законодательную брешь по-разному. Где-то за счет средств ОМС, где-то - при помощи спонсоров. В Новокузнецке нашли свой выход - назвали койки для детей, оставшихся без опеки взрослых, "педиатрическими". Как пояснила заместитель начальника городского управления здравоохранения по материнству и детству Елена Федосова, это позволило наладить обеспечение детей хотя бы в качестве пациентов. Потому что соответственно этой статье расходов на каждое койко-место положен "мягкий инвентарь". Под него и подпадает одежда в зависимости от возраста ребенка - ползунки, распашонки, пеленки. Немного, исходя из нормативов на детей, находящихся в стационаре. Но и этим персонал обходится.

Например, те вещи, которые собрал и передал на днях больнице детский фонд города, - курточка, теплая кофточка, сапожки, шапочки - пригодятся для выезда на обследование. И передаваться в случае необходимости будут от одного ребенка другому. Ничего "своего" у этих ребятишек нет. Еще и потому невозможны прогулки и "выход в свет".

Больница для старта

По словам главного детского врача области Натальи Крековой, в больницах вынужденно живут сироты от рождения до трех лет, которых по разным причинам пока нельзя определить в более подходящие условия. Больничная палата для них играет роль стартовой площадки к дальнейшей жизни. Дети находятся здесь и до выяснения личности родителей, и для медицинского обследования до переведения в детдом или в приемную семью. Попадают сюда двумя путями. Либо малышей находят на улицах как беспризорных, либо переводят из родильных домов. Это те дети, от которых отказались матери. В прошлом году, к примеру, в области было зарегистрировано около 300 отказных ребятишек. И все они проходят через больничные палаты.

45 дней по закону отведено для медицинских обследований в больничных условиях, за это время нужно собрать и необходимые документы. Больничный этап, считают врачи, важный и необходимый. Не отправлять же детей с неизвестными, невыясненными патологиями в детские учреждения!

Но далеко не все дети проводят в "педиатрических" койках именно полтора месяца. Нередко бывает, что "стартовый" этап по разным причинам надолго затягивается. Что же касается новорожденных - укладываются в срок только те из них, на кого мамы написали "отказную". А для тех несчастных малышей, матери которых сбежали из роддомов, вообще не оставив никаких документов, больница становится домом родным на долгие месяцы. Пока не найдут родителей или суд не признает ребенка сиротой.

Специалисты называют и другие причины, из-за которых сироты надолго "застревают" в больницах. Например, по словам руководителя новокузнецкого отделения Российского детского фонда Галины Лызловой, в городе явно не хватает мест в детдомах и домах малютки. А учреждений, где бы могли принять детей-инвалидов, - и в стране не так уж много. Такие дети годами ждут своей очереди.

В настоящее время в южной столице Кузбасса средний срок нахождения ребенка в больнице сократился до 60-68 дней. По словам заместителя начальника управления здравоохранения по вопросам материнства и детства, раньше он был значительно больше. Хотя и сейчас некоторым ребятишкам приходится проводить в больницах 240-280 дней.

Тихая катастрофа

По словам Людмилы Лебедьковой, единственного психолога в Новокузнецке, который работает с отказными детьми и по возможности - с их матерями, период, который дети проводят одни в кроватках, без внимания матери - невосполним для их психического развития. Брошенные младенцы испытывают эмоциональный голод. И это - тихая катастрофа, потому что приводит к задержке психического развития. Дети, которым в первые дни жизни необходимо общение не меньше, чем питание, мало улыбаются, общаются сами с собой, играют со своими ручками. А ведь ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен ловить материнский взгляд, отвечать на него, смотреть на игрушку, накапливать разнообразные впечатления об окружающем мире...

По словам докторов, большая часть брошенных детей, - нездоровы, страдают самыми различными заболеваниями. Но, находись они в условиях, приближенных к домашним, многие из них были бы излечены. Ведь компенсаторный механизм младенческого организма мощнейший.

Проблемы, которые мы увидели в новокузнецком отделении для детей, оставшихся без опеки взрослых, характерны и для ребятишек аналогичного кемеровского отделения. И эти палаты тоже никогда не пустуют. Однако, как говорят медики, в этих специализированных отделениях двух крупнейших городов Кузбасса дела обстоят не так уж и плохо. Здесь нет-нет, да и подкинут детям спонсоры или жалостливые люди что-нибудь нужное. Хотя бы такое внимание общество им оказывает.

Детский фонд в Новокузнецке, например, в ближайшие дни проведет благотворительный бал, на который уже приглашены 60 депутатов и представителей бизнес-структур. Средства пойдут на обустройство игровой комнаты в отделении для детей, оставшихся без опеки. Хуже обстоит дело в других больницах области - неспециализированных. Там сироты живут в общих палатах и практически вообще без внимания. Ухаживает за ними одна медицинская сестра на всех и санитарка. Детям здесь особенно несладко, жизненное пространство их чрезвычайно сужено, несмотря на то, что "мягким инвентарем" они все же обеспечены. И переворачивают их время от времени, и кормят.

Но смогут ли они впоследствии стать полноценными людьми? На этот вопрос никто ответить не может. Потому что никто не знает, как скажутся месяцы эмоциональной изоляции в раннем возрасте на здоровье каждого конкретного человека.

Акция "Помощь отказным детям" в Новокузнецке была объявлена всего на месяц. Но брошенные родителями ребятишки не перестали нуждаться в поддержке, а потому местный детский фонд принял решение это разовое мероприятие сделать постоянным и придать ему статус программы. Отныне круглый год любой человек сможет материально поддерживать обделенных детей - в частности, приносить малышам необходимые вещи.

Между тем

Сотрудники одной из фирм Новокузнецка приняли решение оплачивать дополнительную ставку медсестры для отделения для детей-сирот в больнице N3. В обязанности этой сотрудницы будет входить и общение с младенцами, и прогулки с ними. Но одной медсестры на 40 детей все равно не хватит. Отделению необходимо хотя бы четыре дополнительных ставки. И детский фонд города занялся поиском организаций, способных взять на себя обязательство содержать медсестер. Пока не нашел.

А в скором времени в Новокузнецке, возможно, будет открыто отделение сестринского ухода для младенцев на промежуточном этапе между родильным и детским домами. А также для тех сирот, которых подобрали на улице или забрали из асоциальных семей. Такое отделение, если идея будет реализована, станет первым в стране.