Что обсуждалось на заседании Совета начальников органов ФСБ Северо-Западного округа, как бороться со взяточничеством, интересуются ли зарубежные разведслужбы Архангельской областью?
Об этом на "деловом завтраке" в Северо-Западном представительстве "Российской газеты" в Архангельске рассказал начальник регионального управления ФСБ Сергей Степура. Кстати, новый руководитель дал "РГ" свое первое на этой должности интервью.
Российская газета: Сергей Николаевич, сегодня на всех уровнях говорится об активизации борьбы с коррупцией. Как участвуют органы безопасности в этой работе?
Сергей Степура: Наша служба всегда стоит на страже интересов государства. В начале этого века наибольшую угрозу представлял терроризм, и во главе угла была задача победить его, в частности, на Северном Кавказе. Сейчас там обстановка стабилизировалась. На первый план вышла борьба с другим злом - коррупцией. Здесь, считаю, действовать надо так же, как и с терроризмом - жестко и результативно. Этому направлению мы будем уделять особое внимание.
РГ: Часто расследуете крупные дела по взяткам?
Степура: За 2007-2008 годы по нашим материалам возбуждено 26 уголовных дел, осуждено восемь человек. Размеры взяток не такие большие, как например в столице. Но дело не в сумме: подобные явления подрывают доверие к органам государственной власти. Рядовой человек привыкает, что без "вознаграждения" он не может решить свою проблему. Мы не идеалисты и понимаем, что нашему поколению полностью искоренить взяточничество не удастся. Но повысить доверие людей к органам власти можно. Надо сделать так, чтобы брать взятки было и опасно, и невыгодно.
РГ: С какими преступлениями в сфере экономики органы безопасности сталкиваются чаще всего?
Степура: Преступления экономического характера сложны для расследования: они многоэпизодны, требуют детального изучения. У нас в производстве есть дела, несущие угрозу экономической безопасности как предприятий, так и региона. Так, в этом году удалось пресечь вывод из-под российской юрисдикции алмазного месторождения "Верхотинское" - гражданин Израиля пытался мошенническим образом переоформить лицензию. Следственным управлением ФСБ России в отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело. Подобные факты, к сожалению, встречаются: Поморье - регион, обладающий богатыми природными ресурсами.
Мы смогли пресечь попытку реализации государственного имущества по значительно заниженной стоимости со стороны директора оборонного федерального государственного унитарного предприятия "Котласский электромеханический завод". Его директор осужден по ч. 1 ст. 201 и ч. 1 ст. 222 УК РФ.
РГ: Наш читатель Василий Зеленин задает такой вопрос: одно из важных направлений деятельности спецслужб - защита гостайны. Действующий Уголовный кодекс РФ не предусматривает многих статей, связанных с наказанием за преступления против безопасности государства. Вы согласны с этим?
Степура: Сказать, что действующий УК не соответствует сегодняшним реалиям, я не могу. Надо совершенствовать ряд статей, предусматривающих ответственность за государственную измену, шпионаж, разглашение гостайны. В целом же практика показывает, что и с действующим кодексом вполне можно разоблачать и наказывать лиц, ступивших на преступный путь измены Родине. Неверно думать, что стоит внести поправки в законодательство, как мы тут же поймаем 20-30 шпионов.
РГ: В Архангельской области часто пресекаются попытки разглашения гостайны?
Степура: Серьезных фактов разглашения сведений, составляющих государственную тайну, в последнее время не было. С начала 2007 года перекрыто пять каналов утечки сведений, составляющих гостайну. Кроме того, по итогам проверок соблюдения режима секретности на предприятиях и в организациях внесено 26 представлений об устранении угроз безопасности, четверо сотрудников лишены допуска к секретным материалам, двое уволены.
Как видно, в основном разглашение секретных сведений предотвращается. И это главное.
РГ: В органах госбезопасности вы работаете с 1985 года. Почему выбрали именно эту профессию?
Степура: На службу я поступил в 27 лет - это было обдуманное решение. Я понимал место и значение органов безопасности в жизни нашего общества. К 27 годам романтические представления о таких профессиях развеиваются, остаются лишь причины, по которым принимаешь решение. Для меня главной была возможность реализовать себя на государственном поприще, укрепить своим трудом безопасность государства. Отмечу, что наша работа по сути - незримый бой с противником, иностранными спецслужбами (Сергей Степура награжден нагрудным знаком "За службу в контрразведке" II степени. - Прим. "РГ")
РГ: Какой опыт, полученный вами на прежнем месте работы, в управлении ФСБ России по Мурманской области, наиболее ценен?
Степура: Мурманская и Архангельская области во многом схожи - по природным условиям, по сложившимся традициям, - так что трудностей с привыканием не возникло. В Мурманске я был первым заместителем начальника управления, на этой должности я в первую очередь получил и привнес сюда навыки руководства коллективом. Важно и то, что между управлениями по Северо-Западу и в особенности Архангельской и Мурманской областей существует плотная связь, есть опыт совместной работы над решением оперативных задач.
РГ: 24 июня управление отметит 90-летний юбилей. Дата серьезная. Существует ли в работе спецслужб так называемая преемственность поколений?
Степура: Начну с того, что на самом деле органам безопасности области больше 90 лет - такая служба была и во времена царской России. У людей, преданных государству, не было иной цели, кроме как защита безопасности страны. А в 1917 году просто начался новый период работы, на иной идеологической основе. Но никогда система спецслужб не принимала людей, которые любят в первую очередь себя и только потом - Родину. Как и прежде, мы руководствуемся в работе принципами, которые были заложены Феликсом Дзержинским: "холодная голова, чистые руки и горячее сердце". Это основа кадровой политики во все времена.
РГ: Как поддерживаете связь с ветеранами?
Степура: У нас 800 ветеранов, из них 24 участника Великой Отечественной войны - люди, которые боролись здесь с немецкими разведывательно-диверсионными группами. Ветераны передают свой опыт молодежи, подают пример высоких моральных качеств. На встречах с этими людьми молодые сотрудники видят: они сделали в своей жизни дело, которым могут гордиться. Без преувеличения скажу: в преемственности - наша сила.