Московские власти начали активную борьбу с бесхозными машинами

Столичная власть больше не хочет мириться с грудами ржавого металла, бывшего когда-то машиной, во дворах и на обочинах. Все городские службы брошены на выявление и вывоз разукомплектованных бесхозных машин.

Всю прошлую неделю по поручению главы столичного комплекса городского хозяйства Петра Бирюкова комиссии (представители управ, административно-технических инспекций, УВД и главных управлений инженерных служб) ходили с инвентаризацией по дворам, выявляя и переписывая заброшенные автомобили. Иные стоят годами - без номеров, колес, руля и даже дверей. И такое чудище занимает место, загромождая двор. По словам Бирюкова, вывозить их надо даже в целях безопасности: в кабину легко и взрывчатку подложить, и пожар устроить.

Вчера округа отчитались о проделанной за неделю работе: вывезено на спецстоянки около 1700 автомобилей, на очереди - еще 100. Но, похоже, на деле их еще больше. Корреспонденты "РГ" стали свидетелями, как "железного коня" отправляют на утилизацию.

Вчера в Северном административном округе под прицелом кино- и фотокамер вывозили такой металлолом с Тимирязевской улицы, 17, корпус 1. Тут от машины остался практически один ржавый кузов на осях, вокруг которого собралось руководство префектуры и хозяйственных служб. Во двор въехал эвакуатор, в две минуты подцепил - и в путь. Хозяин, говорят, легко дал согласие на вывоз: "Кому этот хлам нужен?" Тем более услуга бесплатная.

- За неделю в округе выявлено 102 брошенные машины, вывезено 94, - рассказал журналистам Игорь Соколов, начальник городского хозяйства САО. - Это 95-я.

По словам Соколова, дальнейший порядок таков. Бывший автомобиль увозят на спецстоянку (их две в округе: на Ижорской улице и Машкинском шоссе) для утилизации. В случае если нет на это согласия владельца, то она будет храниться здесь два месяца, причем бесплатно, и только потом - на металлолом. Если хозяин вдруг надумает вернуть машину, он должен за 3-4 дня привести ее в порядок, "поставить на колеса".

Из этого двора представители префектуры и окружной комиссии отправились на Дмитровский проезд, 4, - туда тоже вызван эвакуатор.

Собственно, такая работа должна вестись ежедневно. Контролирует ее Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы. По их данным, только в мае на спецплощадки отправлено свыше 1,5 тысячи автомобилей, а выявлено на 58 больше.

Но существуют ли критерии, по которым можно определить, что машина заброшена?

- Есть даже такая аббревиатура БРТС - брошенное разукомплектованное транспортное средство, - рассказывает Николай Стогов, начальник отдела оперативного контроля ОАТИ города Москвы. - Отсюда понятны критерии такой машины: долго простояла без движения, разбиты окна, не хватает запчастей, мусор внутри и под капотом, бывает, что бомжи в ней ночуют... Такая машина подлежит эвакуации.

Вообще, по словам Стогова, существует регламент работы с заброшенным транспортом. Даже если нет номера на бампере, его можно определить по двигателю. Это задача окружной комиссии. Она проводит еженедельные объезды и решает, подлежит ли машина первоочередному вывозу. Если владелец известен, его можно для начала оштрафовать (это предусмотрено административным кодексом Москвы).

Комиссия же проводит работу с хозяином БРТС. Находятся же недобросовестные владельцы, которые потом идут в суд и добиваются в судах компенсации за утилизованную машину.

В общем, в ближайшее время за стеклом многих обездвиженных машин появятся бумажки с предупреждением. На этот случай ОАТИ запаслось стикерами - на всех горе-владельцев хватит.

Стоит прислушаться к совету главы столичной ГИБДД Сергея Казанцева: "Если автомашина вам не нужна, лучше в установленном законом порядке отказаться от прав собственности на нее, и утилизация такого автомобиля будет проведена за счет города".

Компетентно

Вячеслав Лысаков, движение автомобилистов "Свобода выбора":

- Освобождать город от старых, отслуживших свой срок машин, безусловно, нужно. И очень хорошо, что столичные власти уделяют этому вопросу внимание и проводят конкретные мероприятия по утилизации. Но все же это пока что лишь кампания. А вот целостной программы и действенных рычагов воздействия на нерадивых автовладельцев нет. Что получается? Гражданин перестает пользоваться старой машиной, но она по-прежнему стоит во дворе. По идее он должен поехать в отделение ГИБДД, снять авто с регистрационного учета, сдать номера, а потом позвонить в административно-техническую инспекцию своего района и попросить вывезти уже не нужный ему автомобиль. Но в реальности так поступают единицы законопослушных москвичей. Большинство ленится доехать даже до Госавтоинспекции. А если машина стоит с номерами, значит, у нее есть законный владелец, и сотрудники административно-технической инспекции забрать ее и утилизировать не могут.

Но ни в одной цивилизованной стране вы не увидите во дворах жилых домов сгнившие ржавые машины. Если машина не на ходу, ее владелец должен позаботиться о том, чтобы освободить место, которое она занимает. Иначе ему грозит серьезный штраф. То же самое должно быть и в Москве. Столица и так задыхается от пробок, не хватает парковок - и возле офисов, и возле домов. И порой из-за неудачно припаркованных машин разгораются поистине шекспировские страсти. Москвичи с боем отвоевывают драгоценные метры под свои новые машины. А всяческая авторухлядь вызывает у них лишь негативные эмоции, которые вполне могут вылиться в противоправные действия.

Подготовила Евгения Павлова