Вчера в "РГ" состоялся, пожалуй, один из самых "горячих" "Деловых завтраков": гостем редакции была руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
Почему в этом году полторы тысячи российских школьников получили на ЕГЭ по несколько "двоек"? Будут ли "двоечникам" выдавать аттестаты? Зачем нужна шкала перевода баллов ЕГЭ при поступлении в вуз? Имеют ли вузы право назначать дополнительные вступительные экзамены? От этих и других вопросов выпускников школ, учителей, родителей редакционные телефоны и факсы буквально раскалились.
Российская газета: Любовь Николаевна, нынешний ЕГЭ многие уже назвали провальным: на "двойку" знает литературу и математику каждый четвертый выпускник, русский - каждый десятый. Одиннадцатиклассник из Амурской области Сергей Избранов спрашивает, что называется, в лоб: "На некоторые вопросы ЕГЭ порой не могут ответить даже педагоги и академики. Это говорит о слишком высоком уровне тестов или о невысоком качестве обучения в школе?"
Любовь Глебова: Никаких провалов в проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2008 году нет. Хороша или плоха полученная на экзамене оценка, ученик должен в первую очередь ответить себе сам. Никоим образом напрямую не связываю профессионализм учителя с тем, может он или нет ответить на вопросы "единого". Я сама учитель русского языка и литературы, и если мне сегодня предложат сдать ЕГЭ по русскому - и пытаться не буду. Задания экзамена разработаны именно для выпускника школы, у которого, так скажем, знания еще свежие, но они еще не перешли в практические навыки, когда человек пишет без ошибок, абсолютно об этом не задумываясь. ЕГЭ - это инструмент, который нельзя применять для оценки знаний взрослых людей, окончивших школу много лет назад.
РГ: Для многих стран ближнего зарубежья, к примеру Белоруссии и Казахстана, ЕГЭ - пройденный эксперимент: уже несколько лет, как там действует тестирование, коррупция в образовании сведена к минимуму. А почему у нас столько противников ЕГЭ, которые готовы чуть ли не до Конституционного суда дойти?
Глебова: Международный опыт доказал, что форма Единого госэкзамена как инструмента оценки состоялась и ею успешно пользуются. И так же, как и наши коллеги из других стран, мы, безусловно, за то, чтобы ЕГЭ не являлся единственным способом оценки индивидуальных достижений школьника и качества образования в целом. Он на сегодняшний день по закону единый потому, что в нем совмещены две функции: итоговой аттестации и вступительного испытания.
РГ: Но ведь до сих пор некоторые ведущие вузы, скажем, МГИМО, преимущественно смотрят на результаты как раз своих собственных экзаменов. Марина Невзорова, старшеклассница из Костромы, интересуется: "Имеет ли право выпускник настаивать, чтобы результаты ЕГЭ были зачтены при поступлении в первую очередь?"
Глебова: Этот вопрос входит в десятку самых распространенных, и почему-то пример МГИМО приводится чаще всего. На прошлой неделе я специально поехала в этот вуз, чтобы разобраться. Никаких оснований утверждать, что руководство МГИМО нарушает правила, которые сформированы для приема в вузы, нет. Дело вот в чем. Поскольку ведущие вузы расположены все-таки в Москве, то в основном поступают в них москвичи, которые сдавали в этом году только два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математику. А им для поступления требуются еще и другие предметы. В тот же самый МГИМО нужна плюс ко всему география. А этот предмет в Москве не сдавали, в отличие, к примеру, от Иркутска. Если иркутский абитуриент представит в приемную комиссию вуза свидетельство с оценками ЕГЭ по географии, никаких дополнительных экзаменов он сдавать не будет. В этом смысле, конечно, наиболее уязвимы московские ребята.
РГ: Но в МГИМО есть еще дополнительный экзамен по иностранному языку. Его зачтут по ЕГЭ?
Глебова: Не ставьте меня в позицию человека, который одновременно работает ректором всех высших учебных заведений страны. Безусловно, есть особенности, которые связаны с разными вузами. Тем более с такими, где вполне определенная специфика. В случае с МГИМО - языковая, поскольку у вуза международный профиль.
РГ: Сергей Ипатов из Сызрани спрашивает: "Известно, что шкала перевода результатов ЕГЭ в проходной балл в разных вузах разная. Почему? Правомочен ли вуз занижать оценку, полученную на ЕГЭ?"
Глебова: Когда в предыдущие годы выпускник сдавал экзамен в школе, например, на "пятерку", а потом приезжал в МГУ и сдавал на "тройку", это было нормально. "Пятерка" "пятерке" рознь. Что касается норм, определенных законом: вузы до 1 июля обязаны заявить нижнюю шкалу перевода результатов ЕГЭ. Я знаю, что многие вузы, которые уверенно чувствуют себя по набору абитуриентов, взяли по каждому предмету "двойку" по нашей итоговой шкале. Но вот те, кто не уверен, ее занижают. Тем более что в этом году у нас "двоек" по трем предметам ЕГЭ - русский язык, математика и литература - нет: действует правило "плюс один балл".
Подробный отчет о "Деловом завтраке" будет опубликован в одном из ближайших номеров.