Пока руководители Ставрополья ищут пути помощи дольщикам, их количество продолжает расти

Депутаты краевой Думы разрабатывают механизм частичной компенсации затрат пострадавшим от недобросовестных строителей дольщикам. Парламентарии предлагают "награждать" землей инвесторов взамен на обеспечение жильем жертв афер. 

Дольщики, вложившие свои кровные в строительство, которое вело ЗАО "Алеф", пострадали дважды - сначала, не доведя начатые объекты до ума, попал под банкротство застройщик, а затем уже почти готовые к эксплуатации квартиры попытался отнять назначенный кредиторами управляющий. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Конкурсное выселение

Две недостроенные много-этажки, вокруг которых развернулся спор, находятся в чудесном месте - центральная, но не перегруженная транспортом улица Мира, развитая инфраструктура, неподалеку парк, да и вокруг домов зелени достаточно. Жить бы здесь да радоваться. Но только десяткам людей, заплатившим за квартиры в этих домах и даже успевшим получить свидетельства о праве собственности на жилплощадь, последние пять лет приходится за нее воевать.

 Я вложился в эту стройку еще в 2003 году, - говорит Евгений Ромас, один из дольщиков, - и сначала работы хоть ни шатко ни валко, но все же велись - один из домов успели вывести почти под крышу. Но затем строительство прекратилось, и к 2006-му стало ясно, что банкротства компании не избежать.

Застройщик оказался несостоятельным, но это было бы полбеды. Энергичные покупатели квартир решили довести дело до конца собственными силами. Создали свой жилищно-строительный кооператив, получили от городской администрации согласие на передачу земельного участка под долгостроем, вложили сверх уже заплаченных "Алефу" средств более одиннадцати миллионов
рублей. В результате первый подъезд одного из домов оказался полностью готов к вселению - оставалось только получить у контролирующих инстанций необходимые разрешения.

И тут в дело вмешалась третья сила - конкурсный управляющий. Дело в том, что помимо дольщиков, не получивших жилье, разорившаяся строительная фирма осталась должна  немалые средства целому ряду юридических и физических лиц. По закону последние, выступающие в качестве кредиторов, имели право назначить "Алефу" своего управленца, и они этим правом воспользовались.

- Прямой обязанностью управляющего является поиск активов обанкротившегося предприятия, за счет продажи которых можно погасить кредиторскую задолженность, - говорит руководитель общественной организации "Право выбора", защищающей дольщиков "Алефа", Сергей Степаниденко. - Однако Александр Шмидт, которого назначили на эту должность, начал заниматься другим - он целенаправленно пытается отнять квартиры у их владельцев.

Евгений Ромас утверждает, что сами дольщики понимают интересы кредиторов, которые заинтересованы в возвращении зависших средств. Собственники квартир предлагали компромисс, согласно которому готовы были своими силами оплатить долги десяти из двадцати трех кредиторов - физических лиц, лишь бы их дом оставили в покое. Однако управляющий подобное решение отверг. Вместо этого он обратился в арбитражный суд с требованием признать незаконным постановление администрации Ставрополя о расторжении договора аренды земельного участка, на котором расположен дом, с "Алефом" и передаче его кооперативу дольщиков. В случае, если Шмидту удастся осуществить задуманное, многоэтажка, как объект незавершенного строительства, будет пущена с молотка. Это значит, что уже почти полученных и дважды оплаченных квартир нескольким десяткам дольщиков больше не увидеть. 

По мнению и самих жильцов, и общественников, представляющих их интересы, подобные действия управляющего противоречат экономической целесообразности.

- Сейчас дольщикам обанкротившийся "Алеф" должен только жилье, - рассуждает Ромас, - но как только дом будет продан, каждый из нас перейдет в категорию кредиторов, в результате чего долговая масса вырастет в разы.

При этом Ромас с товарищами по несчастью утверждают, что у банкрота есть несколько других объектов, продажа которых не станет ударом по владельцам квартир и стоимость которых достаточна для погашения долгов.

Позицию самого арбитражного управляющего Шмидта корреспонденту выяснить так и не удалось - на назначенную встречу руководитель не явился, и все последующие попытки выйти на контакт успехом не увенчались.

Земля взамен денег

Почему случаи крушения компаний-застройщиков на Ставрополье стали в последние годы так часты? Этим вопросом задаются не только сами обманутые дольщики, но и высокие чины в правоохранительных органах, а также в обеих ветвях власти. Тот факт, что ситуацию необходимо менять, признают уже и в Москве. В министерстве строительства и архитектуры края не под запись говорят о том, что уже в начале следующего месяца в регион прибудет делегация федеральных чиновников, которая привезет конкретные предложения по искоренению проблемы.

Инициативу проявляют и в законодательной палате региона. В частности, здесь начата подготовка краевой целевой программы, защищающей права обманутых участников долевого строительства. Ее главной действующей мерой должно стать выделение земельных участков на льготных условиях под застройку крупным девелоперам взамен на передачу ими части квартир дольщикам.

- Мы не можем помогать пострадавшим деньгами, это было бы неверно и политически, и морально - ведь они сами принимали решение о вложении своих средств, - говорит один из разработчиков программы, депутат Виктор Гончаров. -  Однако, несомненно, свою долю ответственности за произошедшее с людьми власть должна нести.

На пути претворения идеи законодателей в реальность лежит пока одно серьезное препятствие - федеральное законодательство, нормы которого ограничивают полномочия региона в обороте земельных участков. Сейчас депутаты думают над тем, как согласовать передачу земли с требованиями закона. Кроме того, здесь ждут и встречной инициативы со стороны исполнительной власти, в которой пока продолжается процесс реорганизации, затеянный новым губернатором.

- На мой взгляд, проблему недобросовестных застройщиков и обманутых ими дольщиков можно решить только встречным движением, - уверен Гончаров, - нужно ужесточать контроль за строительными компаниями на местах и вместе с тем желательно было бы, чтобы и на федеральном уровне занялись модернизацией законодательства, регулирующего жилищное строительство.

Мнение

Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае:

- В аппарат уполномоченного пострадавшие дольщики обращаются постоянно, однако помочь удается далеко не всем. Тут две сложности - с одной стороны, правоохранительным органам иногда достаточно сложно доказать наличие преступных намерений у создателей строительных пирамид. С другой - даже юридическая победа обманутых соинвесторов, получение ими на руки исполнительного листа с требованием о возмещении затраченных средств весьма редко ведет к получению реальных денег. Большей частью с лопнувших компаний взять бывает нечего.

Уверен, что для минимизации числа пострадавших в будущем нам нужно перенять опыт Европы, в большинстве стран которой процедура выдачи лицензии на строительство очень сложна, а кандидаты на ее получение пристально изучаются компетентными органами.

Справка "РГ"
По эпизодам, связанным с недобросовестными застройщиками и количеству прогоревших "в доле" соинвесторов Ставрополь входит в пятерку самых неблагополучных городов России. Всего от афер строительных компаний ("Алеф", "Социальная инициатива", "Спас XXI" и других) в крае пострадало около двух тысяч человек.