27.06.2008 01:03
    Поделиться

    В Новосибирской области частные фирмы "отмывают" деньги на свалках

    Жители новосибирского микрорайона ОбьГЭС подали в суд на чиновников, требуя рекультивации местной свалки. Официально она считается закрытой, но в действительности продолжает разрастаться. Корреспондент "РГ" побывала на месте и лично убедилась: ситуация критическая.

    Подобный иск в Новосибирской области - первый и пока единственный. Между тем, по данным управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, в Новосибирской области всего 17 лицензированных свалок. И около тысячи - нелицензированных, на которых зарабатывают "грязные" деньги сомнительные частные фирмы.

    С каждой из тысячи незаконных мусорных куч более или менее активно пытаются бороться обитатели окрестных населенных пунктов, чья  жизнь отравлена тоннами чужой грязи. Одна из наиболее активных - пенсионерка Татьяна Захарова. Ее участок расположен на ОбьГЭС. Летом прошлого года из окна ее дачного домика невозможно было разглядеть теплицу, которая находится буквально в двух шагах. Удушливый смог, распространявшийся вокруг горящего "полигона твердых бытовых отходов", не давал возможности людям даже уехать с дач на машинах - видимость была от силы метра полтора.

    "Вместе со свалкой горят наши надежды на экологически чистый урожай и сохранение здоровья, особенно, у детей", - это цитата из одной из десятков жалоб, которые садоводы и жители микрорайона написали в прошлом году. Cвалка дымила не только весной, летом и осенью прошлого года, но и в феврале, и в марте, и в апреле года нынешнего.

    Но самое удивительное, что этот полигон - недействующий. Он закрыт еще в 1996 году и, по идее, должен был давно зарасти травой. Вот только жители микрорайона узнали об этом лишь из переписки с чиновниками. Потому что на их глазах здесь выгружали мусор, причем с "КАМАЗов". Свежую колею на свалке Татьяна Захарова показывает нам и сегодня. Полигон площадью 16 гектаров мы объезжаем за полчаса. И за это короткое время "ловим" очередной грузовик, который вываливает на полигон - недействующий! - что-то очень объемное...

    Теперь обратимся к теории. А именно - к регулирующему деятельность полигонов законодательству, которое, увы, практикой почему-то не становится.
    Как пояснили корреспонденту "РГ" в МТУ Ростехнадзора по СФО, это четыре федеральных закона: "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и, наконец, "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому ответственность за свалки возложена на муниципалитеты. Если суммировать их требования, то все должно было выглядеть так: после закрытия полигона мэрия Новосибирска (а именно город 40 лет свозил отходы на эту свалку), должна была заняться его рекультивацией. Это длительная и затратная процедура, требующая предварительных анализов почвы, воздуха, воды, мусора и так далее. То есть власть должна определить, что нужно сделать, чтобы полигон стал абсолютно безопасен, а затем разработать проект рекультивации и реализовать его - превратить бывшую свалку в поле, пригодное для выращивания сельскохозяйственных культур, например. Или засадить деревьями.

    А что на практике? Если верить собственным глазам - действующую свалку. Если верить ответам чиновников - то вообще непонятно что с туманными перспективами. По информации мэрии, в 90-е годы была произведена "частичная рекультивация" на площади 3,5 гектара (из 16!), на что было потрачено 4,2 миллиона рублей. Затем, в 2006-м, "полигон был вновь открыт" - это буквальная цитата из ответа департамента ЖКХ мэрии Новосибирска. Но - исключительно для работ по сортировке отходов, которые были доверены частной фирме. Правда, эта фирма почему-то стала работать с "нарушениями". А именно - принимать мусор у предприятий, несмотря на все запреты. За деньги. И все бы ничего, но мусор стал гореть, жители - жаловаться, чиновники - "выносить предписания" и помогать тушить. В январе фирма с полигона ушла. Есть информация, что возбуждено уголовное дело - о незаконном предпринимательстве. А на полигоне появилась новая компания, руководитель которой - Александр Горин - удивляет масштабом планов и неординарностью ответов.

    - А почему мусор-то на полигон продолжают возить? - спросили мы у нового хозяина свалки.

    - А кто вам сказал, что это мусор? - отвечает Горин. - Это деревья! У меня есть договор на приемку спиленных деревьев! Это будет топливо для газогенератора, который я здесь поставлю. А на полигоне будет построен мусороперерабатывающий завод.

    В ближайшее время бизнесмен намерен получить эту землю в собственность. Или в аренду на 50 лет.

    - А как же рекультивация? Как же закон? А экологическая экспертиза? Можно ли вообще здесь строить завод - тут же частный сектор рядом? - эти вопросы остаются без ответов. Горина слово "рекультвация" вообще не особо вдохновляет - он ее не занимается, у него договор с Мичуринским сельсоветом на "очистку" полигона.

    Татьяна Захарова между тем потрясена. На переписку с чиновниками она потратила год. Достигла результатов: сам первый заместитель мэра Владимир Шумилов заверил ее на личном приеме, что рекультивация необходима, и город с удовольствием бы ею занялся, если бы не наличие на полигоне частной фирмы со своим договором. Пенсионерке казалось, она почти у цели - вот сейчас фирму уберут, ведь у нее нет лицензии на рекультивацию!.. Оказалось, коммерсант здесь навсегда.

    Привлечь "черных" мусорщиков к ответственности, как показывает практика, крайне сложно. Штрафы - мера недейственная, а до уголовной ответственности доходит крайне редко. Попытки заставить что-то делать чиновников, как показал опыт Татьяны Захаровой, тоже малоэффективны. Последний вариант - обращение в суд. Жители микрорайона намерены доказать, что свалка угрожает их безопасности.  Правда, найти неопровержимые доказательства того, что мусор вредит здоровью, будет очень и очень сложно: в России судебных прецедентов пока не было.

    Компетентно

    Андрей Даниленко, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по СФО:

    - Сказку про строительство мусороперебатывающего завода в течение последних пяти лет я слышу от каждой фирмы, которая пытается получить соответствующую лицензию и арендовать полигон. Мол, разрешите нам первое время принимать мусор, а затем мы эти деньги вложим в строительство. Однако до сих пор нет ни одного завода, а свалки работают на прием отходов с грубыми нарушениями технологии, очень часто - без разрешений, лицензий, договоров. Различные общества с ограниченной ответственностью просто получают деньги из ничего, реализуя схемы незаконного бизнеса. Единственное, что работает на многих свалках, - это шлагбаум, который открывается после получения наличных денег за ввоз мусора.

    Поделиться