Сегодня минздравсоцразвития внесет на согласование во все профильные ведомства предложения по установлению базовой части окладов профессиональных квалификационных групп для работников бюджетной сферы. А с 1 января 2009 года в системе оплаты бюджетников произойдет своего рода революция: существовавшая со времен СССР единая тарифная сетка (ЕТС) уйдет в прошлое.
По словам главы минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, проект соответствующего постановления правительства появится 1 ноября. Нововведения коснутся огромного количества людей - в бюджетном секторе занято около 30 процентов работающих россиян, то есть примерно 20 миллионов человек.
По замыслу чиновников, зарплаты в госсекторе, которые традиционно начисляются по уравнительному принципу, будут наконец дифференцированы. Руководители бюджетных организаций в отсутствие жесткой тарифной сетки и нормативного утверждения штатного расписания смогут самостоятельно перераспределять средства, чтобы стимулировать самых ценных работников.
Определенная гарантированная сумма - базовая часть зар-платы - будет у каждого. К ней прибавятся компенсационные и стимулирующие надбавки, на которые уйдет до 30 процентов фонда оплаты труда. В идеале зарплата конкретного работника будет зависеть от объема и диапазона его обязанностей, должностных требований внутри квалификационной группы, уровня образования и подготовки.
Большую свободу при переходе на новые принципы оплаты труда получат и регионы. Местные власти смогут сами устанавливать правила без оглядки на решения федеральных чиновников.
По словам Татьяны Голиковой, идет работа по увязыванию закона о повышении МРОТ (напомним: с 1 января будущего года россиянин по закону не сможет получать менее 4330 рублей) с постановлением правительства о переходе на новую систему оплаты труда.
В ближайшее время все бюджетные учреждения и госорганы должны утвердить соответствующие схемы. "Стоимость" реформы пока неизвестна, однако, как подчеркнула глава минздравсоцразвития: "При формировании бюджета на 2009-2011 годы вопрос финансирования перехода на новую систему будет одним из ключевых".
Насколько своевременны действия государства по отказу от ЕТС? Какие последствия это будет иметь? Эти вопросы "Российская бизнес-газета" задала представителям экспертного сообщества.
Агван Микаелян, генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза":
- ЕТС абсолютно не отражает сегодняшних реалий. Проблема, что называется, назрела. Понятно: доля участия государства в экономике остается достаточно высокой, и нужны серьезные элементы мотивации для работников бюджетной сферы.
В то же время с ходу отказываться от ЕТС, как бы несовершенна она ни была, вряд ли стоит. Разные категории бюджетников - врачей, учителей, госслужащих, военных - стоило бы выделить в отдельные категории, классы по оплате труда. Разбить их по профессиональному признаку, по признаку идентичности работы. Применять для оценки труда разные принципы. Иначе эффективной привязки зарплаты к его результатам, скорее всего, не получится.
Пока критерии подхода к реформе непонятны. При решении такого вопроса нужна широкая общественная дискуссия. Стоило бы спросить специалистов, посмотреть на мировой опыт, но, похоже, этого не происходит.
Петр Бизюков, главный специалист Центра социально-трудовых прав:
- ЕТС действительно была жесткой, негибкой, поддерживала низкий уровень оплаты труда, не обеспечивала равной оплаты за равный труд (к примеру, в районном городе учителя, формально имевшие одну ставку, получали разные зарплаты). Однако предложение перевести решение многих вопросов на региональный уровень, все децентрализовать в российских условиях может привести к элементарному произволу. Та же проблема равной оплаты за равный труд станет огромным вопросом.
Нормы оплаты будут устанавливать местные субъекты - от региона до директора школы или главврача больницы. Но если все будет решаться таким образом, расцветут протекционизм, система подавления неугодных. Работник будет еще больше зависеть от воли начальства. Многим придется либо увольняться, либо заниматься скрытым саботажем. При этом профсоюзы в бюджетной сфере слабы и неспособны противостоять администрации. Нужна максимально тщательная разработка всех нормативных актов, чтобы люди не стали заложниками начальника-самодура.
Система разрабатывается одним ведомством - минздравсоцразвития, но такой подход просто не позволяет сделать ее продуманной, регионально дифференцированной. Решение должно быть не очередным чиновничьим шагом, а продуктом согласия, обсуждения на федеральном уровне, на уровне регионов, на уровне организаций, профсоюзов.
Андрей Исаев, председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике:
- Действующая ЕТС крайне неэффективна. Это по сути распределительная модель, которая не стимулирует людей к повышению производительности труда, гарантируя всем стабильные оклады.
Новая система, напротив, основывается на принципе "как поработаешь, так и заработаешь". Она даст возможность более гибко увеличивать заработную плату там, где это особенно необходимо. Например, сегодня мы знаем, что большие проблемы связаны с низкой оплатой труда социальных работников. Это нянечки в больницах, технички в школах. Пока в большинстве регионов продолжает действовать ЕТС, невозможно поднять заработную плату этим категориям работников, не подняв в той же пропорции зарплату, например, ректорам высших учебных заведений, главным врачам больниц и т.д. Введение отраслевой системы позволит устранить диспропорции в зарплатах. Кроме того, система сохранит возможность стимулирования тех, кто работает на высоком профессиональном уровне.
Олег Шестоперов, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Было бы правильно, чтобы государство возвращалось к этому вопросу хотя бы раз в три года. Тогда это, во-первых, действительно помогло бы создать реальные стимулы для работников, во-вторых, позволило бы корректировать "всплывающие" недочеты.
Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики:
- Проблема ЕТС была не столько в том, что она не давала возможности повышать зарплаты, сколько в том, что она абсолютно оторвана от реалий регионального рынка труда. Необходимость же адаптации к ним требует либо значительных дополнительных ресурсов, либо значительного сокращения занятости. И то и другое было невозможно. Однако и введение новой системы не отвечает на многие ключевые вопросы. Прежде всего каким должен быть уровень оплаты труда бюджетников по сравнению с альтернативными зарплатами, то есть с теми деньгами, которые человек аналогичной квалификации может получить в другом месте? Какими при этом должны быть минимум оплаты и дифференциация внутри бюджетного сектора? Как институционально поддерживать паритет между секторами? Что делать с избыточной занятостью в этом секторе? Если зарплаты бюджетников будут быстро расти, как это скажется на рабочих местах в коммерческом секторе? Как на это отреагируют экономически наименее развитые регионы, где бюджетников много, а других рабочих мест мало? Это лишь некоторые вопросы, на которые ни у кого нет пока внятных ответов, поскольку подобных исследований не проводилось, а имеющаяся информация крайне скудна. Боюсь, мы получим мешок скрытых проблем, которые скоро дадут о себе знать.