В России растрачивают впустую столько электроэнергии, сколько бы хватило на целую Францию

Всемирный банк предложил российскому правительству всерьез озадачиться проблемой энергоэффективности. По подсчетам экспертов банка, внедрение такого рода проектов может обеспечить для России экономию в 240 миллиардов куб. м природного газа в год, 340 миллиардов кВт-ч электроэнергии, 89 миллионов тонн угля и 43 миллиона сырой нефти. Но для этого вначале придется вложить в этот сектор не менее 320 миллиардов долларов инвестиций.

Сбережение энергии нужно хотя бы потому, говорится в докладе Всемирного банка "Энергоэффективность в России: скрытый резерв", что сегодня в России объем неэффективного использования энергии равен годовому потреблению первичной энергии во Франции. Вложив 320 миллиардов долларов государственных и частных инвестиций в энергосектор, в конечном итоге можно получить годовую экономию для конечных потребителей в размере 80 миллиардов долларов. А вложенные средства, обещают эксперты ВБ, могут окупиться уже через четыре года. Причем, отмечают авторы доклада, эффект для экономики в целом будет значительно больше: 120-150 миллиардов долларов в год экономии на энергетических издержках или дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики, посчитали в банке, капиталовложения могут окупиться за два-три года.

Но выгода не только в этом. Прогнозируемый ныне дефицит добычи природного газа (35-100 миллиардов куб. м к 2010 году) и возможный недостаток электрогенерирующих мощностей (около 20 тысяч МВт) могут быть компенсированы энергоресурсами, которые высвободятся за счет эффективности, сулят России во Всемирном банке. С этим доводом поспорить, конечно, сложно, но... Эксперты подсчитали, что для наращивания производства потребуется более одного триллиона долларов, в то время как высвобождение энергоресурсов за счет повышения эффективности обойдется экономике в три раза дешевле. Не считая, пожалуй, тех денег, которые для начала придется вложить в эти проекты. Так что затраты в конечном итоге велики.

И все-таки, считают авторы доклада, "овчинка стоит выделки". Почему? Во-первых, повысив эффективность использования энергоресурсов, российские предприятия смогут сохранить конкурентные позиции. Так как повышение тарифов при сокращении энергетической субсидии, в конечном итоге, приведет к снижению прибыли промпредприятий по меньшей мере на 15 процентов. Во-вторых, это позволит увеличить доходы от экспорта нефти и газа. Энергоемкость российской промышленности, рассуждают авторы, обходится в 84-112 миллиардов долларов в год в виде недополученных доходов от экспорта углеводородов. В-третьих, сократятся расходы бюджета за счет устранения неэффективного использования энергии. Более того, ежегодная экономия для федерального и местных бюджетов может составить порядка 3-5 миллиардов в год. И, наконец, в-четвертых, улучшится экологическая обстановка, которая не только отразится на здоровье граждан, но и даст выгоду в 10 миллиардов долларов в год "от продажи единиц выбросов СО2".

Однако, при всей экономии, которую получит российская экономика, в ВБ не устают повторять о либерализации рынка электроэнергии и установлении графика повышения цен на газ. Другими словами, вкладывайте деньги в энергоэффективность, поставляйте излишки углеводородов на мировые рынки, и устанавливайте мировые цены на энергоносители на внутреннем рынке. Так что экономия, может, и затронет бюджеты, но для кошельков граждан обернется оборотной стороной медали, в виде более быстрого роста цен из-за повышения энерготарифов.

Эмоции, однако, не волнуют экономистов, когда речь идет об увеличении поставок ресурсов на мировые рынки и выгоды для непосредственно российской экономики. Главное, что в России есть где развернуться с энергоэффективностью. Потенциал, велик, считают авторы доклада. За счет, например, проведенной модернизации отопительных систем в жилых домах можно технически сэкономить 53,4 миллиона тонн нефти. Промышленность получит экономию в размере 41,5 миллиона тонн той же нефти, а госучреждения - 15,2 миллиона тонн. Причем этот сектор, считают авторы исследования, даст наиболее быструю отдачу для государства, хотя повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях сегодня малопродуктивно. Бюджетным учреждениям нельзя оставлять себе или перераспределять достигнутую экономию затрат на энергоресурсы, и они не могут заключать долгосрочные договора с возвратом инвестиций из будущей экономии. Но в данном случае можно и законодательную базу поменять.

Потенциал повышения энергоэффективности по секторам