Год назад Сочи выиграл право принять у себя зимнюю Олимпиаду 2014 года. Однако радость победы очень скоро сменилась тревогой за сохранность уникального экологического богатства южной столицы России. Проблем накопилось так много, что разбираться с ними приехал председатель российского правительства Владимир Путин.
Второго июля на открытии XXXII сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Квебеке (Канада) миссия, в апреле этого года изучавшая по поручению организации состояние объекта "Западный Кавказ", представила заключение. В отчете, направленном в правительство России, экологи рекомендуют "предотвратить строительство объектов и инфраструктуры, имеющих отношение к зимним Олимпийским играм 2014 года, на территории или вблизи объекта Всемирного наследия, особенно в таких чрезвычайно уязвимых районах, как хребет Грушевый". В связи с этим миссия потребовала подобрать альтернативные места для спортивных объектов. Иначе, грозятся эксперты, под удар будет поставлен не только имидж России, но и Международного олимпийского комитета, что может повлечь за собой отмену решения о проведении в Сочи Олипиады-2014.
Проблема прежде всего завязывается вокруг строительства санно-бобслейной трассы на Грушевом хребте, считающимся буферной зоной старейшего в России Кавказского государственного биосферного заповедника. Для создания олимпийского комплекса необходимо построить дорогу протяженностью 20 километров. А она согласно документации частично затронет заповедные зоны: может возникнуть опасность распада сезонных мест обитания диких животных и разрыва миграционных сетей. Рядом с санно-бобслейной трассой также должны расположиться горно-олимпийская деревня и водозабор.
Владимир Путин напомнил, что Олимпиада - это не просто большой спортивный праздник на планете, но и "хороший предлог", чтобы уделить внимание югу России, в частности Большому Сочи. "Все, что мы делаем, должно быть направлено на улучшение среды обитания наших граждан",- сказал премьер. Однако, по его мнению, развитие инфраструктуры и соблюдение экологических требований всегда находятся в конфликте. В любом случае, уверен Путин, решение подобного уровня должно происходить публично, открыто и гласно, "только тогда окончательное решение может стать оптимальным".
Собрав представителей экологической общественности, премьер Путин первым подошел к карте, где были обозначены предполагаемые спортивные объекты, и начал изучать. Точно так же два года назад президент Путин смотрел на карту Прибайкалья и властным жестом перенес трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" подальше от уникального озера.
- Если мы примем решение о переносе объектов, не выйдем ли мы из графика подготовки к Олимпиаде? - поинтересовался премьер.
- Будем стараться, - сказал президент "Олимпстроя" Виктор Колодяжный.
- Это не ответ, это процесс, - резко отреагировал Путин и, услышав, что все состоится в срок, добавил: "Я хочу слышать прямые ответы". Вице-премьер Александр Жуков напомнил, что до 1 августа текущего года Россия должна представить МОК окончательный план расположения всех олимпийских строек.
Санно-бобслейную трассу, олимпийскую деревню и водозабор экологи предложили "передвинуть" с Грушевого хребта в район первого горнолыжного курорта на Красной Поляне "Альпика-сервис", который расположился на хребте Аибга. С этой позицией согласился комитет спортсменов МОК и Международная федерация бобслея и санного спорта. И хотя 70 миллионов рублей, потраченных на начальное строительство дороги к Грушевому хребту, канули в Лету, новое место для спортсооружений уже обладает всей транспортной инфраструктурой, что экономит миллиарды рублей. Между тем на экологические мероприятия правительством будут выделены 500 миллионов рублей, отметил глава минрегиона Дмитрий Козак. Прежде чем высказать свое мнение, Владимир Путин призвал при любых трансформациях исходить из критериев качества, стоимости и сроков, напомнив, что деньги - дело наживное.
- Считаю необходимым перенести обозначенные олимпийские объекты в альтернативное место. В случае возникновения природных катаклизмов, может случиться такое, что потом ни за какие деньги не купишь, - объяснил премьер-министр. При этом он потребовал не выбиваться из графика.
Экологи удовлетворенно закивали, единодушно заявив вдогонку, что, если бы решение о переносе не состоялось, МОК под давлением ЮНЕСКО с большой долей вероятности лишил Сочи олимпийских прав. Директор Института геоэкологии РАН Виктор Осипов пожаловался премьеру, что время на анализ зачастую затягивается, тогда как лучше проектировщикам и экологам сотрудничать в онлайновом режиме. Принятые поправки в действующее законодательство восстанавливают экоэкспертизу, отметил Путин, однако эти нормы не должны привести к увеличению бюрократических препон. "Экспертиза должна проводиться на высоком профессиональном уровне и максимально быстро", - подчеркнул глава Белого дома.
Согласно словам премьера строительство объектов в Сочи ведется "не ради развлечения, а чтобы улучшить жизнь наших граждан, создать стимулы для занятий спортом и отдыха".
Тему сбережения природы Владимир Путин продолжил на встрече с главой Координационного комитета МОК по подготовке Олимпиады-2014 Жан-Клодом Килли. "Из приоритетов по важности между деньгами и экологией мы делаем выбор в пользу экологии. Иначе природе будет нанесен такой ущерб, который мы не сможем устранить никакими финансовыми усилиями", - вновь был справедлив премьер. Он рассказал, что правительство окончательно определило места для будущих спортобъектов, нашло инвесторов под их строительство и распределило ответственность между всеми уровнями власти. Также, по словам Путина, в бюджет на 2008 год были внесены поправки, которые увеличили объем федеральных денег, выделенных на реконструкцию сочинских коммуникаций. "В Гватемале (в этой стране состоялась сессия МОК, на которой Сочи выиграл Олимпиаду-2014. - "РГ") я обещал, что жители города, спортсмены не будут испытывать проблем с перемещением, не будут стоять в пробках", - сказал премьер. К 2014 году транспортный узел Сочи полностью модернизируется: власти обновят морской порт и аэровокзал, появятся железные дороги и современные развязки, а вскоре начнется строительство автомобильной объездной дороги.