11.07.2008 02:30
    Поделиться

    Муниципалитеты и управляющие компании не могут поделить рынок ЖКХ

    Конец затянувшейся жилищно-коммунальной реформы не наступит до тех пор, пока не будут выстроены адекватные договорные отношения между собственником жилья, управляющей организацией и органами местного самоуправления. Подтверждение этой вымученной за последние годы истины - скандал в башкирском городе Салават, где местным управлением Федеральной антимонопольной службы возбуждено дело в отношении городской администрации, нарушившей Закон "О защите конкуренции".

    С жалобой в ФАС обратилась местная управляющая организация "ЖЭУ N 1". Жильцы домов на общих собраниях собственников выбрали эту фирму в качестве управляющей компании. Администрация Салавата потребовала представить на правовую экспертизу копии материалов с собраний. Хотя, как позже выяснилось, не имела на это никаких оснований. Пока муниципальные власти почти год вчитывались в предоставленные документы, жильцы, чьи дома все это время оставались на балансе МУПа, были вынуждены собраться повторно и выбрать себе новую управляющую организацию. Сложно объяснить, какими именно соображениями руководствовалась администрация Салавата, однако крайним в этой истории оказалась именно "ЖЭУ N 1", которую мягко и ненавязчиво устранили с рынка жилищно-коммунальных услуг.

    Этот случай, ставший заметным событием для небольшого города, в масштабах всей России выглядит вполне рядовым. По словам начальника управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимира Ефимова, каждое второе дело, связанное с нарушением Закона "О защите конкуренции" в сфере ЖКХ, возбуждено против органов власти. За прошлый год всего было заведено 4 тысячи дел.

    Данные мониторинга по рынку услуг управления многоквартирными домами за первый квартал этого года, который проводит ФАС, таковы: более 20 процентов собственников квартир по стране еще не выбрали управляющую организацию. При этом лишь 14 процентов жителей многоэтажек предпочли создать товарищества собственников жилья, 65 процентов отдали предпочтение управляющим компаниям и еще 5 - проголосовали за непосредственное управление.

    Представители ФАС видят несколько причин того, что реформа в отрасли еще не завершена. Прежде всего это инертность граждан, в основном в глубинке (в Москве только четыре дома из 3,5 тысячи не выбрали управляющую организацию). В этом состоянии их охотно поддерживает местная власть, которая порой всячески препятствует проведению открытых конкурсов. Нередки случаи, когда вместо этого чиновники сами выбирали близкие им компании. По данным антимонопольной службы, за первый квартал этого года по стране бесконкурсно назначены управляющие организации для 2224 домов. Казусы возникают и с управляющими компаниями, которым общие собрания собственников жилья тоже зачастую оказываются не нужны - проще все решить в тесном кругу, а необходимые подписи жильцов можно и сфальсифицировать.

    Все это происходило и происходит потому, что в реформе больше вопросов, чем ответов, констатируют специалисты. И очевидно, что одними проверками проблему не решить. Как рассказали "РГ" в башкирском УФАС, на адрес администрации Салавата отправлено предупреждение об устранении правонарушения. Проще говоря, в течение месяца должен быть проведен уже третий по счету конкурс на выбор управляющей компании, в котором на равных будет участвовать "ЖЭУ N 1". Если местные власти не поторопятся, им грозит штраф в размере до 1,5 миллиона рублей.

    Сегодня в жилищно-коммунальной сфере крутятся большие деньги, и управляющая компания - их прямой источник. Только через Фонд содействия реформированию ЖКХ до 2012 года будет распределено 240 миллиардов рублей. Поэтому многие эксперты небезосновательно полагают, что благополучный исход коммунальной реформы напрямую зависит от количества конкурирующих управляющих компаний на рынке. Но если в Москве и Санкт-Петербурге управляющих компаний достаточно, то вот в маленьких городах такой альтернативы практически нет.

    Поделиться