Арест Радована Караджича заставит сербское руководство идти на дальнейшие уступки

После ареста бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича у наблюдателей возникло немало вопросов, которые пока остаются без ответа. Некоторые из них "РГ" задала Елене Гуськовой, руководителю центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.

Российская газета: Можно ли считать случайностью тот факт, что Караджича арестовали практически сразу после прихода к власти нового правительства Сербии? Кто "сдал" бывшего лидера боснийских сербов?

Елена Гуськова: Сегодня нет сомнения в том, что это сделали сербские власти. Вероятно, в новом правительстве и парламенте уже нет сдерживающих факторов. Решительность действий кабинета министров настораживает, поскольку здесь просматривается явная антинациональная политика. Ведь вслед за выдачей Караджича придется идти и на другие уступки. А на очереди - решение вопроса о статусе Косова и другого автономного края - Воеводины, судьба Республики Сербской в Боснии и Герцеговине и т.д. После этой "уступки" сербам можно предъявлять и другие требования - они сделают все.

РГ: Чиновники Евросоюза не раз называли поимку Караджича одним из условий принятия Сербии в ЕС. Теперь он арестован. Что дальше? Начнутся ли переговоры о вступлении Сербии в Евросоюз?

Гуськова: Сербы уже давно, начиная с 1991 года, выполняют условия международных организаций. Но в ответ не получают ничего. Так и было с отменой санкций, и со сдачей территорий, и с уступками в Дейтоне, и с выдачей Милошевича, Шешеля. Поэтому с уверенностью можно сказать, что и от этого "действа" ничего сербы не получат. Их очередь в ЕС и НАТО - последняя. Жаль, что в Сербии так быстро забыли, кто их обманывал, бомбил, наказывал, уничтожал и унижал.

РГ: Будет ли Белград использовать арест Караджича для того, чтобы вернуть Косово (по принципу - мы отдаем вам преступника, вы нам - территорию)? Или сербы согласятся вступить в ЕС без Косово?

Гуськова: Арест Караджича как раз говорит о том, что сербское руководство готово идти на уступки и по другим вопросам, в том числе по Косово.

РГ: Недавно Белград вновь обратился к Москве с просьбой выдать вдову и сына Милошевича. Можно ли считать этот запрос и арест Караджича звеньями одной цепи?

Гуськова: Безусловно, если начинаешь менять политику, если идешь на уступки в одном, то уступаешь и по всем другим вопросам. Важно другое - при таком настрое сербского руководства, которое связано с полным подчинением требованиям Запада, а, вернее, США, можно ожидать пересмотра только выстроенных хороших отношений Сербии с Россией. Во всяком случае, Вашингтон и его европейские партнеры давно требуют от Белграда пересмотра договора "Южный поток" и других соглашений.