Европейским "митрофанушкам " лень читать и учиться в школе

Евросоюз бьет тревогу. Уровень грамотности среди школьников неуклонно падает. Сегодня почти четверть  15-летних европейцев плохо читает, и уровень владения навыками чтения во многих странах Европы снизился за последние годы. Таково основное заключение ежегодного отчета по образованию в ЕС, представленного Еврокомиссией. 
 
Вывод Еврокомиссии малоутешителен. В среднем, каждый третий подросток в странах ЕС малограмотен. За последние несколько лет эта цифра, по словам  еврокомиссара по вопросам образования Яна Фигеля, выросла еще на 10 процентов. По данным Еврокомиссии, на первых местах  по  количеству "недоучек" – "новоевропейцы" - Румыния и Болгария, где большинство 15-летних подростков имеют большие проблемы с чтением и пониманием написанного текста. В Румынии в "митрофанушки", как оказалось, можно записывать  53,5 процента всех учеников, а в  Болгарии -  51,1 процент!

Чуть лучше обстоят дела в странах Южной Европы – Греции, Италии и Испании, но и здесь картина не совсем радужная: малограмотных тинейджеров до  20 процентов. Во Франции число учеников с проблемами в успеваемости выросло с 15,2% в 2000 году до 21,7% в 2006-м. Ситуация ухудшилась также в Германии и Португалии. В Бельгии в прошлом году в ходе опроса выяснилось, что слишком многие ученики не в состоянии прочитать сложный текст, а 15% из них испытывали серьезные трудности в начальной школе.

Совсем другая картина в странах Северной Европы. Список стран с высоким уровнем образования возглавляет Финляндия, сильно опережающая всех остальных с 4,8% неуспевающих учеников, за ней следует Ирландия (12,1%) и Эстония (13,6%). Голландия и Швеция также показали довольно хорошие результаты.

Между тем, значительное сокращение числа 15-летних учеников, демонстрирующих плохое владение чтением, было одной из главных целей, поставленных  ЕС в 2000 году в рамках так называемой Лиссабонской стратегии. Теперь выясняется, что несмотря на все затраты и финансирование до поставленной цели еще далеко, так как доля плохо умеющих читать подростков не только не уменьшилась, а еще больше выросла: с 21,3% в 2000 году  до 24,1% в 2007-м.

В Великобритании Кембриджский университет по завершении одного исследования в области образования объявил, что  дорогостоящие программы обучения чтению в ЕС не дали результатов: 730 миллионов евро (больше миллиарда долларов), потраченные за 10 лет, оказали "относительно слабое" влияние на уровень умения читать. Франция, Австралия, Италия и США также периодически ставят под сомнение эффективность новых методов обучения.

Еще одна проблема, с которой все чаще сталкивается Евросоюз. Все больше школьников в Европе бросают школу, так и не получив аттестат зрелости. По словам еврокомиссара Я. Фигеля, хорошее образование - гарант трудоустройства, поскольку у людей без образования и квалификации вдвое меньше шансов найти работу в Евросоюзе. Именно поэтому Брюссель, по его словам, беспокоит большое количество детей, которые бросают школу. Лидируют по данным критериям Португалия и Мальта, где более 30% учеников бросают школу, не доучившись. Самые лучшие показатели по обеспечению доступа к образованию и его качеству - у Норвегии. За ней идут Великобритания, Словения и Швеция.