В минувшую пятницу "Российская газета" опубликовала технический регламент, касающийся пожарной охраны. Главное новшество - отныне пожарные в некоторых случаях могут брать деньги за свои услуги. Предполагается, что это повысит качество их работы. Россия несет миллиардные потери от пожаров, являясь одним из "лидеров" среди развитых стран по количеству таких потерь. Разберемся, в каких именно случаях бизнесу имеет смысл вступить с пожарными в коммерческие отношения.
Итак, приняты законы, ужесточающие правила обеспечения пожарной безопасности. Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ утвержден "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент). А Федеральным законом от 22.07.2008 N 137-ФЗ внесены изменения в Закон "О пожарной безопасности", касающиеся реорганизации федеральной противопожарной службы, точнее, формирования ее подразделений, которые будут работать на возмездной основе.
Применение понятия "правила пожарной безопасности", которое широко используется в законодательстве, затруднено тем, что эти правила рассредоточены по многочисленным нормативным актам. К таковым помимо федеральных и региональных законов относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, на сегодня действует более 2 тысяч нормативных документов, которыми руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Естественно, не обходится без путаницы. Заметим, что за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Принятый в июле 2008 года Регламент вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня официального опубликования закона N 123-ФЗ. Он определяет общие принципы технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимальные обязательные требования пожарной безопасности к продукции общего назначения, пожарно-технической продукции, а также к зданиям, сооружениям и производственным объектам. Не включенные в Регламент требования не являются обязательными.
Этот документ предоставляет право собственнику объекта защиты выбирать предпочтительное для него условие обеспечения пожарной безопасности. Положения Регламента обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; при разработке техдокументации на эти объекты. Также нормы Регламента следует учитывать при разработке других регламентов и нормативных актов, где фигурируют требования пожарной безопасности. Сочетание Регламента с иными специальными нормативными актами РФ потребуется в отношении спецобъектов защиты (военных объектов, в т.ч. связанных с ядерным и химическим оружием, космических объектов, горных выработок и т.п.).
Нормы Регламента не распространяются на уже существующие здания, сооружения и строения, спроектированные и построенные в соответствии со старыми требованиями пожарной безопасности. Но если дальнейшая эксплуатация таких объектов приводит к угрозе жизни или здоровью людей из-за возможного возникновения пожара, то их владельцы должны привести свои объекты в соответствие с Регламентом.
Регламент - документ многостраничный. В нем, в частности, предусмотрена такая первичная мера пожарной безопасности, как социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе, участия в борьбе с пожарами.
Юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений и производственных объектов - до ввода их в эксплуатацию должны будут представлять в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения декларация не нужна. Также не требуется декларация для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.
Если объект уже эксплуатируется на день вступления в силу закона, вводящего Регламент, то декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. Форму декларации и порядок ее регистрации должен утвердить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области пожарной безопасности, до вступления Регламента в силу.
Закон N 137-ФЗ вступит в силу 1 января 2009 года. Он направлен на повышение уровня защищенности от пожаров важнейших объектов экономики, критически важных для безопасности Российской Федерации, и создание единой системы организации пожаротушения на промышленных объектах силами федеральной противопожарной службы. В основном речь идет об объектах нефтяного и газового комплексов, других крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала страны.
Этот закон определил принадлежность договорных подразделений, работающих на возмездной основе, к федеральной противопожарной службе. Средства, полученные от выполнения работ и услуг платными пожарными, предполагается направлять в доход федерального бюджета. Вместе с тем финансовое обеспечение деятельности договорных подразделений в части расходов на денежное довольствие, заработную плату, социальные выплаты сотрудникам и работникам, а также на обязательное страхование их жизни и здоровья планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту прозвучали следующие цифры. Дополнительные расходы из федерального бюджета из расчета на 11 600 сотрудников и 4400 работников договорных подразделений составят в 2009 году 5957,1 миллиона рублей, а в 2010 году - 8314,8 миллиона рублей. Другие расходы будут нести непосредственно организации.
МЧС России (администратор доходов федерального бюджета по платным пожарным услугам) прогнозирует получить по договорам с охраняемыми организациями в 2009 году средства в объеме не менее 5957,1 миллиона рублей, а в 2010 году - 8314,8 миллиона рублей.
В развитие закона N 137-ФЗ планируется принять ряд подзаконных актов.
В частности, будет уточнена структура федеральной противопожарной службы с учетом договорных подразделений. Будут утверждены порядок проведения работ и оказания услуг платными пожарными, а также критерии отбора производственных объектов, на которых пожарная охрана осуществляется договорными подразделениями.