07.08.2008 02:30
    Поделиться

    В Нижнем Тагиле закончился суд над бандой сутенеров-убийц

    Фигуранты одного из самых страшных процессов обратились в Верховный суд, чтобы обжаловать приговор

    Десятки пропавших прямо с улицы девушек, тайные коллективные могилы похищенных, пытки и казни - такие жуткие факты содержатся в материалах дела, которое закончилось в Свердловском областном суде обвинительным приговором.

    Главарь банды Эдуард Чудинов из Нижнего Тагила получил пожизненный срок, его подельники могут выйти на свободу еще в цветущих летах. В тени этой громкой истории остались милицейские начальники, у которых в течение нескольких лет под носом бандиты похищали и убивали людей.

    Почти открыто бандиты открыли в городе бордель. Чтобы не тратиться, живой товар не вербовали, а отлавливали прямо на улицах. Молоденьких девочек подросткового возраста били, а потом оставляли в сексуальном рабстве. Строптивых насиловали и убивали.

    Несмотря на то, что за бандой тянется длинный кровавый след, все восемь осужденных не согласились с наказанием и обжаловали приговор в Верховном суде. Даже в кругах, близких к следствию, полагают, что у преступников есть шанс добиться смягчения вердикта. И винить за это судей будет сложно. Такой вывод можно сделать из приговора по банде Чудинова, который оказался в распоряжении корреспондента "РГ". Там приведены такие подробности, что нельзя исключать возбуждения новых уголовных дел, но на этот раз уже не против бандитов, а против местных милиционеров.

    Они так долго и бездарно ловили бандитов, что сроки давности по некоторым преступлениям прошли. Не исключено, что на счету убийц больше трупов, чем те, что отражены в приговоре. По материалам дела вообще создается впечатление, что если бы не прокуратура, которая заставила оперативников шевелиться, бандиты до сих пор могли бы охотиться на улицах города и убивать.

    Удавка для острых ощущений

    Процесс над бандой проходил в закрытом режиме, поэтому многие подробности стали известны только сейчас. Люди стали пропадать в городе с 2002 года. Родственники пропавших обивали пороги милиции, портреты с объявлениями об их розыске регулярно печатали местные газеты. По городу ползли слухи о таинственной банде, которая похищает девчонок. В милиции родственников успокаивали: мол, подростковый возраст, побегают девчушки, побесятся сдуру, да и вернутся домой. По факту исчезновения 13-летних Олеси Якимович и Екатерины Константиновой даже не заводились розыскные дела. Через пару лет в лесу нашли обезображенные тела обеих.

    Из материалов суда

    Чудинов Э.В. вместе с Чудиновым Д.В. пригласил Константинову и Якимович поехать в пансионат "Аист" для игры в боулинг. Они привезли потерпевших на площадку, расположенную между 133 и 134 километром трассы Екатеринбург-Серов, где вступили в половые отношения. После этого Чудинов Э.В. отвел Константинову за машину и нанес ей не менее 17 ударов руками и ногами по голове и различным частям тела. Затем они оба обмотали вокруг шеи лежавшей на земле Константиновой веревку и с силой стянули концы. После убийства Константиновой братья вывели из машины напуганную Якимович. Ей нанесли не менее 13 ударов и потом таким же образом задушили.

    За несколько лет вокруг города были обнаружены десятки "безымянных" трупов. Никто их опознанием и выяснением характера смерти особо не занимался. Когда же взялись за расследование явно серийных убийств, то пришлось проводить экспертизу не тел, а уже скелетов. А кости, это знает каждый судмедэксперт, не особо "разговорчивы". Не исключено, что некоторые жертвы до сих пор не найдены, а банда о них молчит.

    Многое о садистской личности главаря банды сказало следствию расследование страшной находки - общей могилы двух девушек Федоровой и Немытовой. От тел остались только кости, но удалось установить, что девушек убили. Подробности этого преступления бандиты рассказали сами. Тогда в 2002 году банда Чудинова была еще и не бандой вовсе, а так, выпивающей хулиганствующей компанией. Чудинов трудился мастером на металлобазе. Там же или поблизости обретались и все его дружки. В день убийства компания выпивала, развлекалась, каталась на машине с Федоровой и Немытовой. Их вместе видели много людей. Со своими попутчицами расправились зверски. Одну удавил шарфом Эдуард Чудинов, а другую, уже как ненужную свидетельницу убийства, рубашкой задушил его напарник по развлечениям Хмелев. Тот, кстати, обронил фразу, которая многое объясняет. Мол, Чудинов совершил убийство, потому что это доставляло ему определенное удовольствие - не хватало острых ощущений.

    У милиции еще тогда были все шансы по горячим следам раскрыть это в общем-то бытовое убийство и предотвратить дальнейшие смерти от рук патологического садиста. Ведь родственники пропавших девушек видели, с кем и на какой машине уезжали потерпевшие в свой последний путь. Но несмотря на многочисленные свидетельские показания, двойное убийство осталось "висяком". И это при том, что один из бандитов, в очередной раз напившись, даже как-то проговорился одному из свидетелей об убийстве и о том, куда девали трупы. А охранник металлобазы, на которой трудился Чудинов, дал показания о том, что обе девушки частенько наведывались на базу к мастеру.

    Таким же необъяснимым образом банде сошло с рук и другое доказанное на суде убийство. Жертвой снова стала девушка - знакомая главаря Вишнякова. Эдуард Чудинов пригласил ее на выходные отметить окончание рабочей недели. Повеселились на славу - напились, избили, изнасиловали Вишнякову, а потом убили. Сразу после пропажи девушки в милицию обратилась ее бабушка и сказала, что ее 23-летняя внучка работала крановщицей на металлобазе и в день ее исчезновения поехала на шашлыки со своим коллегой по работе. А другая свидетельница, работница той же базы, рассказала, что на роковые шашлыки пропавшую девушку приглашал кто-то из руководства.

    Поучительная казнь

    "Веселая" компания стала бандой, когда решила создать бордель. За живым товаром охотились прямо на улицах. В качестве охмурителя использовали красавца-мужчину голубоглазого блондина Марка Кустовского. Он знакомился с молодыми девчонками, приглашал их на чай в квартиру, где жертву уже ждали другие бандиты. Насилие, побои, угрозы и даже показательная казнь - все приемы устрашения шли в ход, чтобы заставить похищенных обслуживать клиентов. 15-летнюю Бубнову и 13-летнюю Юшкову убили после того, как они, даже изнасилованные и избитые, отказались идти в бордель.

    У милиции была и еще одна возможность прихватить бандитов. Однажды их очередная жертва выжила. Некую Норсееву задушили проводом и выкинули на свалку. Но женщина пришла в себя. После этого случая Чудинов устроил показательную казнь, чтобы научить бандитов, как правильно душить. На улице поймал первую попавшуюся женщину. Как потом выяснилось, Олеся Ромуз пошла в тот день в аптеку за таблетками, но стала "учебным наглядным пособием" для бандитов. Без матери остались двое малолетних детей.

    Многое из своих зверств бандиты рассказали следователям, но никто из них не раскаялся. Один из подсудимых, объясняя легкость, с какой убивали своих секс-рабынь, заметил: "Кому они были такие, с переломанными судьбами, нужны..."

    ракурс

    Как же разоблачили бандитов? Количество пропавших девушек росло, соответственно в прокуратуре пухла и папка жалоб на милицию.

    И вот осенью 2006 года в Екатеринбурге прошло как бы рутинное мероприятие - совместная коллегия прокуратуры и милиции. На ней к дисциплинарной ответственности привлекли 4 городских и районных прокуроров, 35 должностных лиц ГУВД и 8 руководителей районных ОВД. Из органов милиции уволили начальника криминальной милиции Кировграда Антошина и замначальника криминальной милиции УВД Нижнего Тагила Карпова.

    Наконец-то стали возбуждать уголовные и розыскные дела по фактам исчезновения людей. Если в 2005 году было возбуждено 25 дел, то в 2006 году - 202. К тому же полтора года назад в прокуратуре области сменилось все руководство. Новый областной прокурор Юрий Пономарев оказался боевым во всех смыслах этого слова. Начиная с двухтысячного года он стоял у истоков воссоздания с нуля прокуратуры в Чечне, проработав несколько лет сначала прокурором Грозного, а потом и прокурором республики.

    Пономарев быстро наладил работу и в Свердловской области. Он понял, что надо срочно проверять все дела прошлых лет. Проверки показали, что необходимо возбуждать еще 143 дела по сообщениям о безвестном исчезновении граждан за последние 10 лет.

    И все же потерянное время сказалось на качестве окончательного расследования. Надо отдать должное оперативникам управления по борьбе с оргпреступностью Нижнего Тагила Крикливцу, Егорову, Парамонову, а также следователю прокуратуры Алексею Прошкину, гос обвинителю Дмитрию Сисину. Они сделали все, что смогли. То, что бандиты получили реальные, а не условные сроки - уже удача, учитывая, что по многим эпизодам доказательства пришлось собирать по крупицам. Но, учитывая тяжесть многочисленных преступлений, что такое, например, 11 лет тюрьмы для бандита Артюгина или 10 лет для другого члена банды Крючкова? Теоретически, да и практически, и опять же если приговор в Верховном суде устоит, они могут появиться на улицах наших городов лет через шесть, освободившись условно-досрочно. И это будут уже не двадцатипятилетние, а тридцатилетние еще более матерые молодые патологические убийцы. И ловить их и таких, как они, будут все те же милиционеры, которые за свое долгое безразличие и нежелание расследовать массовые демонстративные убийства отделались лишь выговорами.

    Поделиться