Томские экологи бьют тревогу: ежегодная незаконная добыча песка и гравия за летние месяцы достигает ста тысяч кубометров.
Уровень воды в Томи падает с каждым годом. Нынешним летом река, особенно в черте города, выглядит жутковато. Такое впечатление, что она скоро пересохнет совсем: повсюду торчат островки. С коммунального моста видно: глубина воды даже на середине реки не превышает человеческого роста.
Эксперты утверждают: сейчас мы пожинаем плоды многолетних вмешательств в жизнь реки. Во второй половине прошлого века в русле Томи сделали судовой ход, чтобы по реке могли беспрепятственно проходить груженые баржи и большие суда. Со дна вычерпали тысячи тонн гравия и глины. Одновременно активно добывали гравий для строительства. Обеспечивали им потребности и Томской области, и соседей. Томь на человеческое вмешательство отреагировала: русло просело на два метра.
Сначала никаких заметных для человека изменений эти процессы не вызвали. Примерно до конца 1980-х годов добыча гравия велась стабильно высокими темпами, а в начале перестройки Томь оставили в покое. Около десяти лет назад из соображений экологической безопасности добывать гравий в русле реки запретили. А вот на необходимый уход за дном водоема не находили ни времени, ни денег. За несколько десятилетий сильно изменились рельеф дна водоема, направление течения, исчезли многие породы рыб, а вода стала грязной и по химическим, и по микробиологическим показателям.
Томские гидрогеологи считают, что наличие островов и отмелей экологии реки не вредит. То, что Томь в большей части перестала быть судоходной, плохо только для речников. А природа будет в таких условиях лучше сохраняться. Нефтепродуктами реку загрязняют Северск, Томск, Кемерово, судоремонтная база в Самуськах. Однако сегодня ни одна областная служба не может на сто процентов определить: какова химическая причина загрязнения - природная или антропогенная, и связана ли она с деятельностью человека.
Однако если не вести работ по исправлению русла, во время ледохода могут появляться заторы. Серьезное затопление левобережья в четыре года назад произошло именно по этой причине.
- В этом году ситуация особенно обострилась, - рассказывает председатель комитета по управлению природными ресурсами и геологическому контролю департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Маргарита Цибульникова. - К жилищному строительству добавился огромный объем дорожного, поэтому возрос спрос на стройматериалы. В дополнение всему из-за низкого уровня воды в Томи весной снизились объемы добычи песчано-гравийной смеси в ее русле. В результате выросла незаконная добыча: это самое привлекательное место для браконьеров - рядом с городом, с удобными подъездами, где гравий можно просто черпать экскаватором.
В результате зона отдыха от Тахтамышева до Кафтанчикова сегодня напоминает лунный пейзаж - все в воронках. А у Тахтамышева, рядом с детским лагерем, береговой склон так сильно подрыт, что подходить к нему надо очень осторожно.
Если за прошлое лето инспекторы департамента составили двенадцать протоколов, то только за один месяц этого - уже пятнадцать. Как правило, одна и та же фамилия в протоколах повторяется не единожды. Это не самые бедные селяне: все имеют спецтехнику. Задерживать нарушителей сложно: инспекторам приходится контролировать огромную территорию берега от коммунального моста до Курлека, а полезные ископаемые добывают и в Семилужках, и в Росинке - везде, где ведется строительство.
Понятно, что заработать всем бы хотелось, но что тогда останется? Поэтому ежегодно издается распоряжение о проведении трехмесячника по контролю добычи общераспространенных полезных ископаемых. К работе привлекаются сотрудники УВД и ГИБДД, контролирующие службы, общественность. Еще один путь, над которым работают экологи, - ограничить или совсем закрыть путь на берег для грузового транспорта.
В Новосибирской области строительный бум также активизировал деятельность "черных старателей", незаконно добывающих песок и глину. Нередко разработка ведется в запрещенных местах дна Оби. Дело в том, что с 1982 года разработка донного песчаника из реки в черте города до самого Красного Яра была запрещена. Но в этом году нелегалы стали активно добывать со дна и вывозя большие объемы песка и глины. Используя современное оборудование, они действуют быстро и эффективно.
Заместитель начальника теруправления Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу Виктор Воропаев подтвердил факты незаконных разработок:
- Недавно нам было передано дело из прокуратуры Новосибирской области. Речь шла о разработках карьера вблизи Северо-Чемского поселка. О десятке подобных инцидентах сообщил другой источник. Мы работаем по поступающим заявлениям, составляем акты на нарушителей. Но во всех этих случаях сами нарушители остаются неизвестными. А у нас нет ни людей, ни полномочий, чтобы вести расследования. Это могут делать только правоохранительные органы.