Московская филармония приготовила своим зрителям массу сюрпризов

После того как глава Московской филармонии Алексей Шалашов перешел на работу в министерство культуры, возглавив Департамент современного искусства, директором филармонии стала его бывший первый заместитель Елена Зубарева. С ней побеседовал наш корреспондент.

Российская газета: Как вы себя ощущаете в новом качестве?

Елена Зубарева: Так же, как и в старом. Очень много работы, несмотря на лето. Готовимся к открытию сезона. Алексей Шалашов остается председателем Художественного совета, он будет курировать творческие вопросы.

РГ: Какие проекты филармонии последних лет, на ваш взгляд, оказались более успешными, а какие менее?

Зубарева: Смотря что считать критериями успеха. Если заполняемость залов и сборы - тогда достаточно исполнять только популярную классику - Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена, Брамса и так далее. Залы и касса будут полны, а услышим ли мы когда-либо произведения современных композиторов - большой вопрос. Поэтому сборы - не главный показатель, на который мы ориентируемся в первую очередь, хотя он, безусловно, очень важен для нас.

Не менее важно формировать вкусы, открывать публике новые имена и музыкальные направления. Помню, как уговаривала свою маленькую дочь пойти на концерт, а она, боясь незнакомой музыки, говорила: "Я не люблю слушать музыку в первый раз". Так вот мы стремимся сделать так, чтобы слушатели не боялись услышать что-то новое "в первый раз" и чтобы этот первый не стал последним.

Сегодня в залах филармонии выступают солисты и оркестры, составляющие цвет мировой сцены. К примеру, новый сезон откроется шедевром бельканто - оперой Винченцо Беллини "Капулетти и Монтекки". Последний раз она звучала в Москве в исполнении театра Ла Скала на его гастролях 1989 года. У нас ее исполнят великолепные молодые солисты, в числе которых Анна Бонитатибус, Патриция Чьофи, а дирижировать будет Лучано Акочелла. А ведь еще недавно к нам из-за рубежа приезжали только знаменитости, уже завершающие свою карьеру. Я считаю одним из главных наших успехов - Московская филармония включается в общемировой концертный процесс, становится его полноправным участником. Это одно из главных направлений нашего развития.

РГ: А как обстоит дело с другой стороной этого процесса - продвижением наших исполнителей на мировую сцену?

Зубарева: Мы этим занимаемся, и не только в рамках программы продвижения молодых исполнителей, существующей в филармонии уже несколько лет. Так сложилось, что у нас почти нет хорошо известных и постоянно работающих в России звезд среднего поколения. Не потому что не было достойных музыкантов, а потому что ими некому было заниматься. Сейчас мы стараемся восполнить это упущение. Например, с прошлого года мы начали работу по организации концертов наших исполнителей не только на своих площадках, но и в Европе.

Кроме того, в начале нового сезона Московская филармония по инициативе Международного фонда гуманитарного сотрудничества осуществляет очень значимый и интересный проект - Первая сессия Молодежного симфонического оркестра стран СНГ. Из 12 государств Содружества в Москву приедут отобранные по конкурсу молодые музыканты до 20 лет. Оркестр в течение двух недель будет готовить программу под руковод ством дирижера Юрия Симонова и известных оркестровых музыкантов-педагогов. 13 сентября в Большом зале Московской консерватории с оркестром выступит молодой, но уже известный пианист Вячеслав Грязнов. Затем этот коллектив отправится на гастроли в Душанбе, Бишкек, Алма-Ату, Баку, где московская программа будет дополнена произведениями местных композиторов.

РГ: Ждут ли филармонию какие-либо организационные новшества?

Зубарева: С нашей стороны подготовлены документы для перехода в форму автономного учреждения культуры. Возможно, переход произойдет в начале следующего года. Для организации с таким большим объемом работы, как филармония, рамки "автономного режима" удобнее, они позволяют долгосрочно планировать свою деятельность, исходя из собственных задач и целей, и при этом выполнять государственное задание. Государство в лице учредителя - министерства культуры - определяет показатели, по которым контролирует результативность работы. Многое будет зависеть от принципов финансирования государственных заданий.

РГ: Если ориентироваться только на посещаемость - как же сохранить экспериментальные направления?

Зубарева: Я еще раз хочу повторить, что посещаемость не единственный показатель нашей деятельности. Их может быть много, в их числе, например - определенный процент современной музыки от общего числа программ. В любом случае популяризация современной музыки останется одним из наших приоритетных направлений. Мы стараемся также помогать молодым исполнителям и современным композиторам находить друг друга.

В числе приоритетных остаются для нас программы, адресованные детям. Бывает, человеку некогда пойти на концерт, но ребенка хочешь не хочешь, а куда-то в выходные поведешь. Как мама троих детей и бабушка трех внуков, я изучила детский репертуар московских театров досконально. И могу смело утверждать, что у Филармонии есть программы на все вкусы и для всех возрастов. Кроме концертов с комментариями наших знаменитых ведущих Жанны Дозорцевой, Светланы Виноградовой и Натальи Панасюк, а также авторских программ Евгения Бушкова, Артема Варгафтика, Владимира Понькина, у нас есть абонемент "Сказки с оркестром". Это своеобразные театральные спектакли: сказку читают великолепные драматические артисты - Авангард Леонтьев, Валерий Гаркалин, Павел Любимцев, Сергей Безруков, Сергей Гармаш, Екатерина Гусева, а оркестр исполняет специально подобранные музыкальные произведения. Например, в "Аленьком цветочке" - музыка Чайковского, Гречанинова, Калинникова; в "Золушке" - не только Прокофьев, но и Россини, и Иоганн Штраус. А в "Кентервильском привидении" - первом концерте этого абонемента в новом сезоне - Дворжак и Гершвин.