Группа "Мумий Тролль" представила новый двойной альбом "VIII"

Эта группа всегда обожала музыкальное шаманство, бойкие ритмы, артистизм на грани шока и декларативный пыл интонаций искусителей-скоморохов. Новый диск, названный по порядковому номеру в дискографии "Мумий Тролля", оказался работой довольно сложной, многоплановой и концептуальной. В инструментарии уже задействован и саксофон, немалая часть песен сочинена лидер-гитаристом и клавишником Юрием Цалером, да и записывался диск в Москве, Лос-Анджелесе и украинской Евпатории. Неспроста.

Презентация диска была проведена с присущим "Мумий Троллю" размаху. Этот диск, пожалуй, наиболее масштабный и разноплановый из всех записанных группой. Если слушать его от первой до последней ноты, то он представляется очень занимательным драматическим и музыкально-событийным спектаклем. Презентация случилась почти столь же театрально-эффектная и масштабная. Участники "Мумий Тролля" разъезжали по ночной Москве в автомобилях, транслировавших по высотным зданиям города новые музыкальные видео группы. А то, вдруг, объявлялись в одном из столичных магазинов за прилавком и продавали покупателям майки с символикой группы. После чего - столь же неожиданно исчезали.

Во всей этой музыкально-театральной феерической презентации, растянувшейся не на один день, не участвовал только сам главный смутьян-музыкант-лицедей. Илья Лагутенко срочно улетел в Лос-Анджелес, дабы находится в роддоме рядом со своей молодой женой. Справедливо решив, что хоть искусство - вечно и "принадлежит народу", но семья - это святое. И объяснять причины многих значительных перемен в творчестве "Мумий Тролля", в частности, снова начавшего работать с саундпродюсером первого альбома "Морская" англичанином Крисом Бэнди, пришлось Юрию Цалеру. Безусловно - одному из лучших и ярких гитаристов России, однако предпочитающему держаться в тени и нечасто давать интервью.

Российская Газета: Гастроли у вас и так расписаны на год вперед. Зачем еще тратить силы на столь хлопотные хэппенинги?

Юрий Цалер: Не хлебом единым жив человек. И музыкант. И артист тоже. Хочется всегда делать что-то необычное, поскольку "Мумий Тролль" всегда претенциозен. Мы стараемся быть всегда оригинальными, во всём и абсолютно во всём. Поэтому не могли не поразить в очередной раз наших поклонников.

РГ: Прошлый альбом "Амба" был очень стильный, глэмовый и цельный, честно говоря, столько рокового диска многие от вас уже и не ждали. Но нынешним - "VIII" - вы снова удивили…

Цалер: Многие от нас этого не ожидали, да и мы сами от себя этого не ожидали. И "Восьмерка" была записана на абсолютной инерции предыдущего. Мы тогда познакомились с американской индустрией звукозаписи, с известными рок-продюсерами и звукоинженерами. Это был наш первый заокеанский опыт, мы много готовились. А в итоге многое поменяли в своём сознании, в созидании звука и новых песен.

РГ: Насколько важно было записать большую часть альбома в Лос-Анджелесе - одном из главных центров мировой рок-индустрии?

Цалер: Принципиальным было успешно проявить себя на не "своей территории". Калифорния - это дух рок-тусовки начала 1960-х. Да и весь брит-поп, рок, по моему мнению, были рождены именно на этой прекрасной земле древних индейцев. Не случайно там много золота, ведь Дикий Запад - это и есть Калифорния. Там дрались за это золото и немало вытащили его из недр матушки Земли. Оттого калифорнийская почва рождает сильные стремления, желание оказаться там и подпитаться тамошней энергией.

РГ: Какие песни на новом диске вам особенно дороги?

Цалер: Точный ответ я дам через год, когда в голове всё уляжется. Все свое "Я", все познанное мною за долгое и одновременно короткое нахождение на этой земле, я отдал сполна и ничего не утаивал. Вообще мне ничего не жалко: я все готов отдать ради сохранения баланса во Вселенной. И я говорю это абсолютно серьезно.

РГ: В свое время "Мумий Тролль" придумал термин рокапопс - похоже, сейчас от него страдаете - есть в нем что-то очень несерьезное и глумливое…

Цалер: "Рокапопс" мы изобрели, по-моему, в Японии в 1999 году. Жили там неделю: у нас было три концерта на острове Хакодате. Пели для японских студентов, изучающих русский язык. И собственно говоря, из этого общения и родился этот термин. Мы его вот так взяли и аккуратно и очень правильно внедрили. И, похоже, никто от него не страдает. "Рокапопс" - это символ добра и, может быть, чего-то несерьезного… А насчет глумливого - точно нет. Впрочем, если и глумливого, то разве это плохо?

РГ: С тех пор вы изменились…

Цалер: Круг замкнулся. Вот так мы определяем свою нынешнюю музыку. Мы замкнулись, по-хорошему. Я имею ввиду, что мы стали более цельными, более крутыми художниками, не такими маленькими творцами, а все больше и больше. Конечно, чем больше для себя находишь чего-то, тем больше теряешь, это принцип бытия. Я имею ввиду все то, что связано с бессознательным в молодости. Но сейчас мы уже приобрели и какое-то мастерство. В этом есть свои плюсы и минусы.

РГ: За годы успешной карьеры вы уже, наверное, хорошо поняли, как писать хиты?

Цалер: Бывает по-разному. Можно написать хит и с удачного риффа, как например было с песней "Ядерные станции". Она родилась у меня после бурной вечеринки. Я проснулся, взял гитару, включил усилитель и тут же начал наигрывать. Рифф показался удачным. И я тут же всех разбудил и заставил сесть за барабаны, взять в руки гитары… Мы убедились, что получилось действительно гениально и круто, после чего я насвистел на диктофон мелодию и предложил Илье сочинить текст. Мой импульс передался ему, и Лагутенко буквально через неделю показал готовый текст - так родилась эта песня. А иные складываются, начиная с поэтической хуковой фразы. Но так чаще получается у Ильи. Вот, например, песня "Мы просто проспали" началась с того, что у меня была эта одна единственная фраза и музыка, а Илья дописал весь остальной текст.

РГ: У "Мумий Тролля" крайне мало баллад о любви. Это ваше кредо или просто не пишется?

Цалер: Вовсе нет. Все баллады, которые были написаны, в том числе мои - можно смело причислить к балладам душещипательным и как раз о любви. Только не тупо и не напрямую. К примеру, "Молодость" и "Мамы дочерей". Отмечу, что полностью не только баллады, но и весь альбом посвящён этому чувству под названием "любовь".

РГ: Кстати, влюбленный Илья Лагутенко уже пишет колыбельные в процессе ожидания пополнения в семье?

Цалер: Да, я уверен, что колыбельные в стиле "рок" уже готовы. И, наверное, это начало следующей "новой" жизни и нового альбома.

РГ: Чем занимаются остальные трое, пока лидер группы, как это, наверное, у вас называется, пребывает в отпуске "по семейным обстоятельствам"?

Цалер: Сдвиг (басист Евгений Звиденный - Прим. А. А.) и Олег Пунгин (ударник - Прим. А. А.) пытаются тоже найти какие-то возможности сбежать в отпуск. А я занимаюсь своими делами. Пытаюсь подготовить новые песни для своего проекта "Птица Зу". Эта группа была у меня в середине 90-х, пока я не распустил ее и не уехал в Москву, в "Мумий Тролль".

РГ: Ваша резкая атакующая манера игры удивительным образом совпала с манерой игры студийного гитариста первого CD "Мумий Тролля" Рода Блэйка - кто в итоге кого копировал: вы англичанина или он - вас?

Цалер: Думаю, что никто. Род Блейк - прекрасный гитарист, но у него всё-таки не такая атакующая манера, как у меня. И он более мягкий человек по характеру, а я, наверное, жестче. Но мы действительно в чем-то близки. Объединяет нас разноплановая игра: мы оба не зациклившемся на одном стиле. И нам нравится все: мы познавательно двигаемся по музыкальным склонам. Слушаем и играем: фанк, рок, джаз, фьюжн. Но то, как играет любой гитарист, в первую очередь определяется его характером. А потом уже - мастерством и всем остальным… Кстати, скоро в прокат выйдет фильм Леонида Рыбакова "Скажи, Лео", для которого я написал музыку, вместе со своими братьями (саксофон Олега Цалера, в частности, можно слышать и на альбоме "VIII" - Прим. А. А.).

РГ: Прежде вы играли с Павлом Кашиным - из других музыкантов выделяете именно его, потому он - полная противоположность "Мумий Троллю"?!

Цалер: Да, нам удалось совместно поработать над тремя его пластинками. И я могу сказать, что Паша - талантливый художник. Но сравнивать его с Ильей не надо. Я считаю, что творческих людей вообще нельзя сравнивать, так как каждый из них самодостаточен, уникален и индивидуален. У каждого свой рок-н-ролл!

РГ: Редкое явление для отечественной рок-музыки: состав "Мумий Тролля" уже много лет не меняется. Похоже, что это уже не просто творческий союз, а вас объединяют и общие интересы, и крепкая дружба?

Цалер: Да. И какие-то общие интересы помимо музыки у нас, безусловно, есть. Впрочем, если бы их и не было, мы, наверно, все равно играли вместе. Кстати, буквально позавчера ночью мы обсуждали с ребятами этот вопрос. И пришли к выводу: главное, что мы любим то, что делаем. Ну а еще - это привычка. И, безусловно, дружеский комфорт. Причем процент этого комфорта, наверное, превышает дискомфорт, который иногда накапливается после какого-то месячного тура или совместного пребывания.

РГ: Как проводите свободное время на гастролях?

Цалер: Когда мы двигаемся между городами на гастролях, то устраиваем пикники на обочинах и не только. Обожаем рыбалку, но никакой охоты. Мы - абсолютные пацифисты.  У меня в детстве был такой случай. Решил перед одним мальчиком повыделываться и похвастаться своей рогаткой. Говорю ему: смотри, на ветке сидит воробей, и я сейчас в него попаду. А ветка была очень далеко, метров 30 от меня. Я целюсь и говорю, мол, смотри, вот сейчас этот воробышек упадет камнем вниз. Конечно, я бахвалился, ведь был уверен в том, что промахнусь. Но стрельнул, и воробей упал… Я побежал к нему сломя голову. На улице стояла 30-градусная жара, но я взял птицу в ладони и начал на нее бессознательно дуть:  будто хотел, чтобы она оттаяла. И, о, чудо! Воробей взлетел!  После этого мистического случая ни о какой охоте речи быть не может!

РГ: Отправитесь в тур теперь уже и с новым альбомом "VIII"?

Цалер: Да, но я думаю, что играть будем не только премьеры. Многим хочется послушать и наши прошлые хиты.  Поэтому обычно поступаем так: берем лучшие песни из нового альбома и добавляем что-нибудь старенькое и проверенное. В этот раз, может быть, вообще выберем все самое-самое сырое и самое-самое забытое и все это сыграем.