20.08.2008 06:10
    Поделиться

    ОБСЕ отправит в Южную Осетию 20 наблюдателей

    Члены ОБСЕ согласовали план увеличения числа военных наблюдателей в Грузии.

    Предложение о размещении до 100 дополнительных наблюдателей от этой организации в зоне грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов в понедельник внес на рассмотрение представителей 56 стран-участниц ОБСЕ министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб.

    Отметим, что Россия также выступала за увеличение количества военных наблюдателей ОБСЕ. В частности, 16 августа президент России Дмитрий Медведев сообщил по телефону президенту Финляндии Тарье Халонен, что поддерживает инициативу ОБСЕ и выступает за укрепление роли миссии в зоне конфликта.

    Если бы членам ОБСЕ так и не удалось решить вопрос о наблюдателях, мандат на эти действия мог бы перейти другой организации. Ситуацию в интервью "Российской газете" прокомментировал исполняющий обязанности постоянного представителя России при ОБСЕ Владимир Воронков.

    Российская газета : Почему государства-участники ОБСЕ долго не могли согласовать план увеличения числа военных наблюдателей в Грузии?

    Владимир Воронков : Грузинская сторона не давала согласие на в принципе согласованный всеми сторонами-участниками текст документа. Грузины ждали согласие президента Михаила Саакашвили. Из-за этого вся работа остановилась. В понедельник обсуждение проходило очень напряженно. Переговоры длились более семи часов, причем в режиме нон-стоп. Российская сторона прежде всего стремится, чтобы были четко прописаны модальность размещения новых миротворцев в зоне безопасности, которая создается и которая будет примыкать к территории Южной Осетии со стороны Грузии. Поэтому мы стояли на том, чтобы были определены четкие параметры присутствия этих наблюдателей. И эти люди знали, чем они должны заниматься и четко выполняли свои функциональные обязанности.

    Наши западные партнеры исходят из того, что принятие политического решения о размещении наблюдателей уже сейчас оказало бы стабилизирующее воздействие на развитие ситуации вокруг зоны конфликта. Это не совсем так. Потому что дополнительное количество людей с непонятными функциями такую ситуацию могли только усугубить. Вот вокруг этого и развивалась вся дискуссия. Сейчас это разногласие мы вроде преодолели.

    РГ : Если в ближайшее время ОБСЕ не удалось бы решить вопрос о наблюдателях, мог ли мандат на эти действия быть передан другой организации?

    Воронков : Да, мандат мог быть передан. Но дело в том, что в других организациях Россия не участвует. Поэтому у них возникли бы проблемы с тем, чтобы попасть в зону безопасности, которая будет создана вокруг Южной Осетии. Конечно, миротворцы Евросоюза смогли бы наблюдать за территорией Грузии, которая находится под контролем Тбилиси. Но не более того.

    В этом вопросе обойти Россию никому не удастся. Для нас единственной международной организацией, которая может вести наблюдение в зоне безопасности, остается ОБСЕ. К тому же, согласно международному праву, наблюдатели Евросоюза не смогут вести свою работу в Южной Осетии без согласия местных властей. А те уже несколько раз говорили о том, что не хотят видеть у себя никаких наблюдателей, кроме российских миротворцев.

    РГ : Теперь, когда документ принят, сколько миротворцев ОБСЕ прибудет в зону безопасности?

    Воронков : Я думаю, что период набора миротворцев займет определенное время, поскольку сама ситуация в Южной Осетии, как вы понимаете, возникла достаточно неожиданно. Пока что можно с определенной уверенностью говорить о том, что в зону безопасности будут отправлены наблюдатели ОБСЕ из различных стран. На первом этапе речь может идти о группе из 10-20 человек.

    РГ : Как будут распределяться обязанности миротворцев СНГ и наблюдателей ОБСЕ?

    Воронков : Об этом трудно пока говорить. Параметры присутствия и функциональные обязанности наблюдателей ОБСЕ будут выработаны в решении Постсовета ОБСЕ.

    РГ : Какие страны были не согласны с позицией России?

    Воронков : Как всегда англосаксонские страны. Речь идет о США, Великобритании, а также их союзниках в Центральной Европе. Они пытались превратить грузино-югоосетинский конфликт в грузино-российский. Мы категорически это неприемлем. Российская Федерация - не сторона конфликта. Россия, как известно, усилила свой миротворческий контингент, чтобы реализовать свою функцию миротворцев, которая прописана в Сочинских соглашениях от 1992 года. Поэтому попытки превратить нас в сторону конфликта с Грузией некорректны. Грузия находится в конфликте с Южной Осетией, а не с Россией. Вот в чем было принципиальное политическое разногласие.

    РГ : Звучат ли на заседании ОБСЕ политические лозунги, обвинения в адрес России?

    Воронков : Да, звучат. В основном нас обвиняют в чрезмерном использовании силы. Я на это отвечаю очень просто: чрезмерным применением силы является использование против детей, женщин, стариков в Цхинвале систем залпового огня "Град", тяжелой артиллерии и минометов.

    Россия своими действиями лишь побудила Грузию прекратить агрессию. И дала понять, что пора вернуться за стол переговоров.

    РГ : Если рассматривать все страны-члены ОБСЕ, то какую они позицию занимают по отношению к этому конфликту: прогрузинскую или пророссийскую?

    Воронков : Существует множество различных групп. Я могу сказать, что с симпатией к российской позиции относятся страны ОДКБ и Сербия. К нашей позиции относятся с пониманием большинство стран Евросоюза. Так что я не могу сказать, что мы чувствуем себя в какой-то изоляции. Понимание нашей правоты есть у многих. Многие просто не могут нас поддержать в силу известной блоковой солидарности, скажем, в том же Евросоюзе. Но, по кулуарным разговорам видно, что наша позиция находит понимание.

    Поделиться