Через Рокский тоннель из Южной Осетии потянулись колонны российских войск. Идут они не сплошным стальным потоком, а ротами или батальонами - примерно по 15 - 30 машин. Иначе и без того неширокая трасса будет полностью парализована. Корреспонденту "РГ" рассказали в штабе миротворческой группировки, что всего должно уйти из зоны конфликта около 800 единиц самой различной техники - от танков до полевых кухонь.
Навстречу бронетранспортерам и самоходным орудиям идут колонны МЧС с гуманитарной помощью, автобусы и легковушки с беженцами - люди возвращаются, чтобы восстанавливать свои дома.
Вместе с российской боевой техникой будет вывозиться и бывшая грузинская - трофейная. Представитель командования Сухопутных войск в зоне грузино-осетинского конфликта полковник Игорь Конашенков рассказал корреспонденту "РГ", что трофеи уже подсчитаны и рассортированы - что подлежит уничтожению, а что пригодится самим российским военным.
По его словам, наши войска захватили 65 танков Т-72. Из них 44 - в отличном состоянии, модернизированные на украинских заводах. Их отправят в Россию. Захвачены мощные самоходные артиллерийские установки: пять САУ "Пион" - калибр 203 миллиметра, три "Даны" - 152 миллиметра. "Дана" - это наша, еще советская САУ "Акация", только смонтированная на базе чешской "Татры". Трофеями стали пятнадцать БМП-2, пять самоходных зенитных установок "Оса". Всего - около 200 единиц бронетехники, в том числе несколько чешских и турецких бронетранспортеров. Грузинские войска бросили на своих складах более 2000 единиц стрелкового оружия, тонны боеприпасов. Только патронов - около пяти миллионов.
Что характерно, вся техника и вооружение грузинской армии - далеко не самое современное и зачастую уже бывшее "в употреблении". Более тридцати процентов - натовского и американского образцов. Например, груда автоматических винтовок М-16. Правда, ни из одного заморского ствола ни разу не стреляли: грузинские солдаты предпочитали более надежные и привычные "калашниковы".
Не нужную нашим военным технику и почти все боеприпасы, захваченные у грузинских войск, саперы взрывают. Подрывы производят на безопасном расстоянии от жилых домов и небольшими партиями. Случаются с трофеями и неприятные "сюрпризы". Так, в километре от Цхинвала внезапно взорвался грузинский оружейный склад. К счастью, никто не пострадал. Сейчас специалисты выясняют, был ли это непроизвольный подрыв боеприпаса, например, от неправильного хранения, или диверсия.
Полковник Игорь Конашенков считает, что грузинские войска еще долго не смогут восстановить боеспособность. Потеряно 90 процентов боевой техники и вооружения, армия почти полностью дезорганизована и, что самое главное, деморализована. Очевидцы утверждают, что желающих поступить на военную службу в Грузии сегодня днем с огнем не сыщешь.
Корреспонденту "РГ" рассказали о психологическом эффекте, который произвел одним своим появлением знаменитый батальон "Восток", переброшенный сюда из Чечни. Стоило бойцам батальона переговорить друг с другом по радио на чеченском языке, как грузинские вояки спешно отошли на 20 километров. Говорят, наши шутники даже нарисовали плакат, развернутый в сторону грузинских позиций: "Батальон "Восток" ищет работу". Кстати, "Восток" уже вернулся домой.
По мнению нашего командования, боеспособность грузинских войск, несмотря на все усилия американских инструкторов, оказалась не самой высокой. Российским войскам не понадобилось создавать численное превосходство, как это предписывают все каноны военного искусства. При наступлении положено иметь над противником тройное превосходство. У грузин, напавших на Цхинвал, было 15 тысяч солдат. Из них - 4,5 тысячи спецназовцев грузинского МВД. Им четыре дня успешно противостояли 588 российских миротворцев и около 2 тысяч осетинских ополченцев - без танков, артиллерии и авиации. Затем вошли наши войска - около 12 тысячи штыков, сотня танков - тоже, кстати, Т-72. И грузинской армии не стало.
Вот показательный пример поразительной "стойкости" грузинских солдат. Для корреспондента "РГ" долгое время было загадкой, как удалось в бою захватить целехонькими грузинские танки. В хранилище, на стоянке - еще понятно. Но - на ходу и под огнем? Оказалось, грузинские танкисты просто бросили своих "коней" и сбежали с поля боя. Подбитыми оказались всего двадцать танков - втрое меньше, чем "подаренных" нашим войскам.
Более того, российские миротворцы и осетинские ополченцы, по сути, удержали Цхинвал. Наши войска входили в непокоренный город. Местный житель, Тимур Цховребов, рассказал корреспонденту "РГ" о том, как он с десятком ребят удерживал родную улицу. Их атаковала грузинская пехота - 200 спецназовцев под прикрытием танков. Ополченцы под огнем не могли поднять голову. Тогда придумали такой тактический ход, вспомнив опыт уличных боев в Сталинграде. В движущийся вдоль улицы танк из укрытия по команде бросали одновременно пять гранат. Сразу же после взрыва ополченцы появлялись в проемах окон и расстреливали залегшую грузинскую пехоту. Сожгли пять танков. Амират Багаев и Азамат Джиоев подорвали два танка вместе с собой - бросились под гусеницы с гранатами.
Так и держались до подхода российских войск.