Кубань переживает самый настоящий "кадетский бум". Новый казачий кадетский корпус открылся в Кропоткине, а в Краснодаре конкурс на поступление в подобное учебное заведение достиг 30 человек на одно место. Кто идет в кадеты и каковы причины появления новой моды? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем краевого департамента образования и науки Татьяной Хлоповой.
Российская газета : Татьяна Павловна, помнится, и раньше в крае были школы, которые называли "элитными". Но это были учебные заведения с углубленным изучением иностранного языка, математики. С чем связано появление новой тенденции - резкого роста числа кадетских корпусов?
Татьяна Хлопова : Кубань всегда была приграничным регионом России, а казачество изначально связано с военной службой. То, что происходит сейчас, я считаю возвращением к истокам. Никто искусственно ничего не насаждает. Рост числа кадетских корпусов продиктован потребностями прежде всего самих кубанцев, большими конкурсами в эти учебные заведения. В Краснодарском кадетском корпусе 214 мест, и все же нет возможности принять всех желающих. Именно по этой причине в этом году открыты новые кадетские корпуса: в Курганинске - на 180 мест, в Кропоткине - на 120. В 2009 году планируем открыть кадетский корпус в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района. Есть также заявка из Новороссийска.
РГ : Известно, что при поступлении в Краснодарский кадетский корпус ребенок проходит собеседование с психологом. Некоторых родителей это настораживает, ведь какое-либо тестирование при приеме в школу запрещено.
Хлопова : Необходимо понять, что ребенок, поступая в такое учебное заведение, будет надолго оторван от семьи и условия жизни здесь иные - по строгому распорядку. Поэтому лучше определить, насколько он готов к этому психологически.
РГ : Кому отдается предпочтение при поступлении?
Хлопова : Детям из семей казаков, а также если родители служат в горячих точках или кто-то из них погиб при участии в боевых действиях. Дети из неполных и социально неблагополучных семей также имеют преимущественное право при условии, что годны по состоянию здоровья и успешно прошли собеседование. Так что подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, получают дополнительный шанс из нее выбраться.
РГ : Кстати, раньше в кадетские корпуса набирали так называемых трудных детей. Каков основной контингент кадетов сегодня?
Хлопова : Ныне такое образование популярно и среди вполне благополучных семей. И это вполне объяснимо: Краснодарский кадетский корпус, например, по своему образовательному уровню приближается к суворовскому военному училищу. Кроме того, здесь изучают казачий быт и культуру, историю Кубани, большое место в учебной программе отводится спорту. Ребята заняты весь день, сам уклад жизни их дисциплинирует, закаляет. До 80 процентов выпускников кадетских корпусов поступает в высшие военные и гражданские учебные заведения, в их числе - Военно-медицинская академия имени Кирова в Санкт-Петербурге. Думаю, эти моменты во многом и определяют "моду". Кстати, в крае вообще растет число казачьих классов, школ, профтехучилищ и даже детсадов такого направления. На сегодня у нас действуют 11 казачьих школ и два профучилища подобного рода.
РГ : В казачьи кадетские корпуса приходят ребята разных национальностей. Между тем в учебную программу входит такой предмет, как основы православной культуры.
Хлопова : Этот предмет выбирается по желанию родителей в начале учебного года на родительских собраниях. В прошлом году, например, каждый третий из родителей Кубани проголосовал "за". Ведут основы православной культуры преподаватели литературы и истории. В церковь они с детьми, разумеется, не ходят. Не вижу ничего плохого в том, чтобы детей знакомили с культурой, историей России, говорили с ними о главных человеческих ценностях.
РГ : Есть ли особые учебники для кадетских корпусов и казачьих школ?
Хлопова : В этом году изданы две книги по истории Кубани для пяти и шестиклассников казачьих школ.
РГ : Учебники в кадетских корпусах бесплатные?
Хлопова : Пока что безвозмездно получают учебную литературу только дети из многодетных и социально необеспеченных семей. Кстати, на приобретение учебников для кубанских школьных библиотек из краевой казны в этом году выделено 25 миллионов рублей.
РГ : Строительство кадетских корпусов обходится недешево, а между тем в плачевном состоянии находятся некоторые обычные школы. Не хватает порой средств даже на обеспечение безопасности школьников.
Хлопова : В этом году представители пожарной службы и Роспотребнадзора обследовали практически все общеобразовательные учреждения края - а их более трех тысяч - и подтвердили их готовность к новому учебному году. Два с половиной миллиарда рублей выделены на капитальный ремонт школьных зданий, крыш, канализации. Все общеобразовательные учебные заведения оснащены тревожными кнопками. Сейчас принимаются меры к тому, чтобы они были оборудованы средствами видеонаблюдения. Кстати, автоматической пожарной сигнализацией уже обеспечено 46 процентов школ.
Второй год занимаемся заменой окон - благодаря участию в федеральном проекте модернизации школ, у нас появилась такая возможность. В этом году 100 миллионов рублей ушло на установку окон из металлопластика.
В рамках краевой программы строятся также 108 современных, полностью оборудованных спортивных площадок при обычных школах. В софинансировании принимают участие краевой и муниципальные бюджеты. По краевым целевым программам 50 миллионов рублей в этом году направлено на оснащение спортинвентарем.
Вводятся ставки по оказанию услуг дополнительного образования для организации спортивных клубов и секций в школах. Таких ставок около двух тысяч. Так что "кадетский бум" никоим образом не ущемит интересы и права других учебных заведений.
На заметку
Телефон "горячей линии" краевого департамента образования - (861) 234-29-37.