Современная медицина широко шагнула вперед. Порой кажется, что ученые способны заменить Творца. Однако на поверку выясняется, что современные лекарства и новейшее оборудование, которым комплектуются клиники Сибири, - импортного производства. Почему - выясняли корреспонденты "РГ" в СФО.
Сегодня ученые омского филиала Института физики полупроводников Сибирского отделения РАН начали испытания уникального прибора собственной конструкции. Детищу инновационной технологии - биосенсору - достаточно одной молекулы, чтобы определить уровень содержания токсинов в организме человека. По словам научного сотрудника филиала Евгения Мосура, методика позволяет проводить диагностику максимально точно. Способ не имеет аналогов в мире. Но когда им смогут воспользоваться практикующие врачи - большой вопрос. Чтобы новшество дошло до пациента, требуется немало средств и терпения.
- Разработкой и внедрением инноваций занимаются разные ведомства, - поясняет корреспонденту "РГ" заместитель проректора по научной работе Омского технического университета Алексей Новиков. - Для каждого приходится готовить отдельный пакет документов. Вузовскому руководству необходимо доказать оригинальность идеи, комиссии Минздрава - медицинский эффект, производственникам - выгоду.
На все "утряски" у изобретателей уходят годы. Выдерживают далеко не все. Например, ученые Омского научно-исследовательского института приборостроения отказались от исследований в области медицинской техники, хотя в свое время именно это направление помогло им удержаться на плаву.
- Мы создали серию электромагнитных приборов с высоким заживляющим эффектом, - рассказал корреспонденту "РГ" один из разработчиков ноу-хау Святослав Ремизов. -Удалось даже выпустить несколько тысяч изделий. Однако со временем приборы потребовали модернизации. Но траты на современное оборудование и привлечение молодых специалистов вузу оказались не по карману.
Финансирование новых разработок - в новаторском деле вопрос номер один.
- На первичные документы и даже модель прибора деньги еще можно найти, - делится опытом Алексей Новиков. - Но чем дальше продвигается идея, тем больше вложений она требует. Только для государственной экспертизы необходимо изготовить десяток действующих образцов. В этот момент рассчитывать на инвесторов не приходится, они, как правило, появляются уже на стадии промышленной реализации.
Впрочем, есть исключения. В регионе уже несколько лет производятся оригинальные ультразвуковые приборы, разработанные специалистами технического университета, для лечения хронических заболеваний. Оказалось, что они востребованы не только в стоматологии, но могут применяться и для лечения лор-заболеваний, а также кишечника. Для каждой сферы инженеры разработали свой аппарат. Удалось заинтересовать и производственников. Сейчас на одном из омских предприятий собирают уже второе модернизированное поколение узи-аппаратов.
- Продукцию поставляем в сотни российских клиник, Беларусь и Украину, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель генерального директора завода Александр Федоров. - Оснащены ими практически все лечебные учреждения Омской области. Сейчас приборы проходят сертификацию в республиках Средней Азии.
Сегодня омские врачи-токсикологи по собственной уникальной технологии выхаживают больных, в основном детей, с ожогами пищевода. Результат почти стопроцентный. Больные вновь обретают здоровье.
В областной онкологической больнице успешно лечат пациентов с использованием жидкого азота. Проблем в его поставке нет - клинику им обеспечивает специализированное омское предприятие.
Омским ученым удалось расщепить природный материал - сапропель - и создать новую формулу препарата, способного без побочных эффектов лечить многие недуги. Как только завершатся испытания, его планируют запустить в массовое производство, поддержку которому окажет региональная власть.
Могут в Прииртышье выпускать и собственное современное медицинское оборудование, сегодня клиниками оно очень востребовано. Пока же ставка делается преимущественно на импортную технику, закупки которой обходятся в миллионы бюджетных рублей. По мнению специалистов, для того чтобы активно осваивать собственные медицинские технологии, необходима концентрация усилий в этом направлении.
- Медицинская отрасль очень консервативна, - полагает Святослав Ремизов. - Все новое чиновники принимают в штыки. Между тем назрела необходимость создать межведомственную структуру, которая объединила бы заинтересованные стороны. Тогда оригинальные идеи не откладывались бы в долгий ящик. От этого в конечном счете выиграли бы и врачи, и больные люди.
А пока, по данным омского минздрава, большинство пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной помощи, направляется в федеральные специализированные клиники Новосибирска, Томска, Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы, Обнинска. За десять лет число квот увеличилось в десять раз. С начала этого года на лечение за пределы области уже отправилось более четырехсот омичей.
Между тем
Сегодня в Министерстве здравоохранения и социального развития России рассматривают заявку Омской области на финансирование из средств федерального бюджета новейших методик в кардиохирургии и эндопротезировании. В планах областного минздрава - организовать филиалы ведущих медицинских центров на территории региона. В частности, онкологического и травматологического.
Новосибирск
Одна из серьезнейших проблем для Новосибирской области - клещевой энцефалит. Заболеваемость в регионе ежегодно превышает общероссийский уровень в 2-3 раза.
Сегодня профилактика заболеваний клещевым энцефалитом в Новосибирской области в 98 процентах случаев сводится к введению иммуноглобулина - антител, способных бороться с вирусом. Стоимость препарата доходит до 10 тысяч рублей за упаковку. Между тем в Новосибирской области есть все условия для производства препаратов из донорской крови. Однако инновационный проект уже не первый год остается без государственной поддержки.
Академик Владимир Злобин подчеркивает нецелесообразность тактики повального применения иммуноглобулина, поскольку лишь 10 процентов клещей заражены инфекцией. А людей, которые нуждаются в такой профилактике, можно выявить при помощи экспресс-диагностики. Эти системы были разработаны сибирскими учеными и внедрены в производство. Но широкого применения в практике они пока, увы, не находят.
Кардинально, по мнению ученых, можно изменить и ситуацию с гепатитом А. При условии поддержки производства отечественной вакцины, разработанной в Новосибирске. Она ни в чем не уступает импортным аналогам, зато себестоимость в 2,5 раза ниже.
Новосибирские ученые изготовили и апробировали серебросодержащие салфетки, которые хорошо зарекомендовали себя при гнойно-септических процессах в хирургии и травматологии. Но средств на оформление документации и разрешений на производство не нашлось. Между тем в семь раз более дорогие импортные салфетки введены в Государственный реестр средств, предоставляемых по страховой медицине. Ситуация - парадоксальная.
- Мало создать и уметь произвести препарат, - поясняет директор по развитию фармацевтической компании Андрей Белашов.- Его нужно умело довести до потребителя, доказать преимущества продукта перед аналогами. Это очень дорого и поэтому доступно лишь немногим крупным компаниям. В результате сформировалась кризисная ситуация, когда ученые заявляют, что продукты созданы, а рынок их не видит.
Кемерово
Самые известные из кузбасских разработок в области медицинских технологий имеют давние традиции. Яркий пример тому - Кемеровский кардиоцентр, сотрудники которого еще в 90-х годах прошлого века изобрели и внедрили в клиническую практику принципиально новые биологические протезы сердечных клапанов и кровеносных сосудов. До сих пор они идут в специализированные клиники всех регионов страны и за рубеж. Технология производства и применения биологических трансплантатов постоянно совершенствуется и по сей день считается одной из самых эффективных в мире.
Новые медтехнологии появляются в Кузбассе и сегодня. В 2008 году в Кемеровском областном онкологическом диспансере разработан и запатентован уникальный метод лечения опухоли горла. Кемеровчане разработали и внедрили принципиально новый способ использования давно известного препарата "перфторан". Прежде он использовался только как заменитель крови, но оказался чрезвычайно успешен при лечении инфицированных ран. Могут здесь похвастаться и еще целым рядом патентов. Это и уникальный метод интероперативного обнаружения камней в желчных протоках. И эндоскопическая технология лечения перфорированных язв желудка и двенадцатиперстной кишки. И применение пористого никелетитана для замещения дефектов кости.
По словам врачей-разработчиков, нынешние медицинские изобретения в Кузбассе объединяет то, что все они созданы на базе последних достижений мировой медицинской науки. Поэтому все они востребованы, а их внедрение начинается сразу после разрешения новой разработки к использованию.