Вакансии в донских школах закрывают пенсионеры

В последнее время из-за нехватки учеников в сельских районах Ростовской области закрылось около 300 начальных и больше 400 общеобразовательных школ. Теперь, когда регион стал понемногу выбираться из демографической ямы, возникла другая проблема - дефицит учителей. Несмотря на то, что каждый год пединститут ЮФУ и колледжи выпускают целую армию дипломированных педагогов, учить детей некому.

Похоже, что образ молоденькой сельской "Мариванны" так и останется достоянием советских песен и фильмов. Сейчас, окончив вуз, свежеиспеченные учителя, если и пытаются устроиться на работу по специальности, то непременно в городскую школу, поэтому там нехватка кадров ощущается не так остро. В глубинке же вакансии приходится закрывать пенсионерам.

В Краснопартизанской школе Ремонтненского района области из 20 педагогов только двоим еще не устраивали проводы на заслуженный отдых, но и они уже в возрасте. А рассчитывать на смену не приходится.

- Школы держатся на пенсионерах, - подтверждает заведующий районным отделом образования Елена Теслина. - Мы каждый год просим их поработать еще хоть немного. А что делать? Как-то же надо решать эту проблему. У нас вакансии по одиннадцати предметам: физкультура, математика, иностранный и русский языки, начальные классы, история, физика, химия, биология, география. Свободные рабочие места есть практически в каждой школе. Педагогам приходится совмещать преподавание нескольких предметов. Учат их самостоятельно, возят на курсы повышения квалификации… Нагрузка получается большая: берут по 27-29 часов при норме в 18. Конечно, это отражается на качестве обучения. Разница ведь есть: готовится учитель к трем урокам в день, как положено, или к шести.

В Дубовском районе похожая ситуация.

- У нас в одной из школ физику ведет директор, который одновременно преподает информатику, - говорит специалист местного отдела образования Татьяна Грузденко. - Будь там хороший учитель физики, директор бы, конечно, отказался от ведения этого предмета. Как администратор, он не имеет возможности брать слишком много учебных часов, да и большая нагрузка во вред административной работе. Но выхода пока нет.

Если бы дело было в нехватке жилья, мы бы подключили возможности муниципалитета, купили бы учителю дом, тем более что цены на недвижимость у нас невысокие. Но желающих работать даже на таких условиях нет. Восточные районы - бедные. Здесь не очень хорошие климатические условия, да и бытовые тоже - не все населенные пункты пока газифицированы. Недавно нам звонили из Калмыкии. Девочка закончила вуз и хотела приехать работать. Но узнав, что здесь нет газа, отказалась.

Педагоги берут по 27 - 29 часов при норме в 18. Конечно, это отражается на качестве обучения

Сделать так, чтобы местная молодежь, отучившись в вузе или колледже, возвращалась работать домой, районные отделы образования пытались с помощью направлений. Но выпускники находили самые разные причины, чтобы остаться в городе.

- В последние годы стала использоваться практика заключения договоров, в которых прописывается, что мы при поступлении платим разовый взнос за обучение, а молодой специалист за это должен потом поработать у нас не меньше пяти лет, - замечает Елена Теслина. - Через два года ждем к себе первых выпускников. Но вся беда в том, что желающих учиться по такой схеме становится все меньше. Мы ежегодно проводим опрос среди одиннадцатиклассников, куда они собираются поступать, и предлагаем заключить договор, если есть те, кто собирается поступать в пединститут. В нынешнем году уговорили только одного.

На проблему нехватки учителей в области есть и иная точка зрения. Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич считает, что молодым учителям в сельских районах не всегда дают работать, потому-то они и уезжают в город.

- Когда министр образования России Андрей Фурсенко встречался в Ростове со студентами ЮФУ, одна из них - четверокурсница пединститута - встала и сказала: "Я хочу работать учителем, но для меня в школе не нашлось места", - вспоминает он. - Действительно, порой педагоги пенсионного возраста, чаще на селе, не торопятся уходить с работы, потому что не видят возможности прожить на маленькую пенсию, особенно если еще надо помогать детям и внукам. Поэтому они и держатся за свое место. Так что кадровые проблемы в образовании в первую очередь надо решать, улучшая качество и уровень жизни людей.

Комментарии

Иван Станиславов, первый заместитель главы администрации Ростовской области, вице-губернатор:

- Мы начали решать проблему водоснабжения Заветинского и Ремонтненского районов. Чтобы дотянуть туда воду, приходится тратить огромные суммы - около 300-400 миллионов рублей, при том, что в двух этих районах проживает чуть больше 30 тысяч человек. Что касается газа, то в Ремонтное газопровод сейчас тянут из Калмыкии - она ближе. На то, чтобы провести голубое топливо в Заветку, смелости, а главное денег пока не хватает - нужно несколько миллиардов рублей. Вообще, в восточных районах накопилось такое количество проблем, что, думаю, решить их быстро не удастся. Но задача остается, и эти территории включены в различные областные программы. В том числе и в программу социального развития села.

Андрей Скачков, заместитель министра образования Ростовской области:

- Реальная потребность в педагогических кадрах в донских муниципальных образовательных учреждениях в 2007 году составила около 700 человек.

В городах области остро не хватает психологов, коррекционных педагогов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, на селе - предметников.

В июне нынешнего года в Ростовской области утвердили программу развития педагогического образования, рассчитанную на три года. Одной из главных ее задач как раз и является обеспечение образовательных учреждений области специалистами различных профилей и направлений подготовки. Будет создана методика формирования регионального заказа на подготовку педкадров, разработан комплекс мер по реструктуризации сети педагогических образовательных учреждений с учетом тенденции развития образования и потребностей рынка труда. Также планируется разработать механизм социального партнерства в трудоустройстве и закреплении выпускников педагогических колледжей и вузов, и систему мер по социальной поддержке студентов и молодых специалистов.