09.09.2008 02:30
Поделиться

Российские авиакомпании объединятся в единое акционерное общество

Самолеты "ЭйрЮнион" вновь летают. Но в Москве теперь из Внукова, а не из Домодедова. Судьба задолжавшего за керосин авиаальянса решена - его активы войдут в состав нового российского авиагиганта.

Рейсы "ЭйрЮнион" вылетают по старому расписанию, но из базового аэропорта авиакомпании "Атлант-Союз". Причем пару месяцев, до окончательного разрешения долгового кризиса, с самолетов альянса сборы за услуги в новом аэропорту брать не будут.

Пассажиры проходят регистрацию во Внукове без переоформления билетов, "потерявшихся" из Домодедова во Внуково возит бесплатный автобус. В первый день работы с альянсом там обслужили 4 тысячи "домодедовских" пассажиров. До этого за сутки во Внукове принимали и отправляли 25 тысяч пассажиров.

Как сообщил "РГ" пресс-секретарь аэропорта Константин Конаныхин, во Внукове уже сейчас можно обслужить и более 30 тысяч человек в сутки.

В ноябре во Внукове планируют открыть современный пассажирский терминал. Взлетно-посадочные полосы и центр управления полетами уже модернизированы.

Естественно, растущий аэропорт заинтересован в увеличении потока пассажиров. Но, как ни странно, аэропортовое обслуживание, взлет-посадка, заправка в структуре прибыли предприятия - не основные. Во всем московском авиаузле аэропортовый сбор всего один евро (36 рублей) с пассажира. В то время как европейские аэропорты берут по 50 евро. А у нас до девяноста процентов доходов аэропорту приносят аренда, реклама, парковки и кафе.

Что ждет "ЭйрЮнион" в перспективе? Вероятно, он прекратит существование. Над созданием нового национального перевозчика работают госкорпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и Красноярский край. Контрольный пакет акций ОАО перейдет к госкорпорации. Значительную долю акций намерено приобрести в нем и правительство Москвы. На пакет рассчитывают и красноярцы. В какой пропорции распределятся акции, стороны пока не договорились.

Вторым опорным аэропортом новой акционерной компании станет красноярский Емельяново.

ОАО создается на базе самолетов и маршрутной сетки альянса "ЭйрЮнион", компаний "Атлант-Союз" и ГТК "Россия", "КавМинВодыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа", "Сахалин-авиатранс" и "Дальавиа".

А вот две компании альянса - "Омскавиа" и "Сибавиатранс", принадлежащие частным акционерам, могут не войти в состав создаваемой объединенной авиакомпании.

В результате объединения московская авиакомпания "Атлант-Союз" приобретет новые выгодные рейсы. Однако пока неизвестно, кто расплатится по долгам "ЭйрЮнион". Альянс должен кредиторам, по подсчетам первого заместителя гендиректора "Ростехнологий" Алексея Алешина, 800 миллионов долларов. Во всяком случае, такую цифру госкорпорация получила, исходя из представленной документации компаний, входящих в альянс. Кроме того, в течение последних недель госкорпорация выдала поставщикам топлива гарантии на 100 миллионов долларов под авиакеросин из Росрезерва.

Пока не совсем понятно, какие санкции могут последовать для компаний оскандалившегося альянса. Однако, по данным источника "РГ", решается вопрос о том, что у "КрасЭйр" будет прекращено действие воздушного сертификата, то есть самолеты компании будут лишены права на полеты. Уже в октябре "КрасЭйр" станет просто юридическим лицом, а летчики могут перейти в подчинение "Атлант-Союза". Решение лишать или нет "КрасЭйр" сертификата примет специальная комиссия в Росавиации.

На формирование нового национального авиаперевозчика - открытого акционерного общества - уйдет девять месяцев. Имя будущего гиганта, способного составить конкуренцию "Аэрофлоту", пока неизвестно.

В ходе дискуссии о будущем авиаальянса-должника обсуждался и такой вариант, как банкротство. Однако было признано, что такая шокотерапия может привести к потерям кредиторов, увольнению нескольких тысяч людей, в том числе "золотого фонда авиации" - классных летчиков и стюардов.

Тем временем глава Росавиации Евгений Бачурин жестко предупредил всех перевозчиков, в том числе и не входящих в альянс: тем, кто не будет пунктуально гасить задолженности, вынесут предписание, а злостных неплательщиков ожидает остановка самолетов. Кроме того, все авиаперевозчики должны представить в ведомство планы по кардинальному обновлению парка.

Впрочем, в минтрансе настаивают, что проблемы у перевозчиков возникли из-за более чем 60-процентного роста на авиакеросин. При том, что тарифы на авиаперевозки выросли всего на 10 процентов.

Чтобы не повторялась история альянса, минтранс планирует внести в правительство предложения о срочном снижении ввозных пошлин на все гражданские самолеты иностранного производства. Не секрет, что в основном российские перевозчики используют топливно-затратные еще советские самолеты. И до тех пор, пока наше авиастроение не поднимется на высоту, надо создать условия для переоснащения воздушного парка за счет импорта.

Справка "РГ"

В 2008 году совместный авиапарк альянса "ЭйрЮнион" составил около 110 воздушных судов. 21 августа в компаниях альянса разразился масштабный кризис из-за накопленных двухгодичных керосиновых долгов.

По подсчетам экспертов, создаваемая новая компания по числу перевозимых пассажиров может бросить вызов "Аэрофлоту": в 2007 году объединяемые авиакомпании перевезли суммарно порядка 10 миллионов пассажиров, услугами "Аэрофлота" воспользовалось около 8 миллионов пассажиров.