Две с половиной тысячи жителей Южной Осетии отправили в Международный уголовный суд в Гааге заявления на имя прокурора с жалобами в адрес грузинских военных, напавших на Цхинвал.
Граждане республики указали на колоссальный материальный и физический ущерб, который принесли агрессоры их семьям и Южной Осетии в целом. А также пожаловались на вопиющие случаи нарушения прав человека в ходе войны. О том, когда суд примет на рассмотрение эти иски и сколько времени займет расследование, в интервью корреспонденту "РГ" рассказал советник посольства России в Нидерландах Максим Мусихин.
Российская газета: Когда Международный уголовный суд в Гааге примет на рассмотрение заявления жителей Южной Осетии?
Максим Мусихин: В суде нет четких сроков принятия исков на рассмотрение. Это может занять от недели до нескольких месяцев. А для того чтобы начать стадию официального расследования, сотрудники суда должны получить максимум информации, чтобы убедиться, что все преступления достаточно серьезны и соответствуют юридическим критериям. Затем принимается решение о начале расследования.
Прокурор суда может начать расследование по указанным в заявлениях фактам по собственной инициативе.
Его работа будет основываться на информации, получаемой из различных источников, о предполагаемых преступлениях, таких как незаконное применение вооруженной силы, беспорядочная пальба по гражданским объектам, и прочих преступлениях против человечности и геноциде.
В ходе расследования определяются обвиняемые, на которых возлагается персональная уголовная ответственность за совершенные преступления. Как правило, в суд привлекаются не исполнители, а высокопоставленные военные, кто отдавал приказы.
В настоящее время сложно сказать, примет ли суд на рассмотрение заявления жителей Южной Осетии. Все покажет время. В любом случае иски уже поступили. В них содержится огромное количество информации и фактов. Суд будет их изучать и проверять, а затем объявит о своем решении.
РГ: Если иски примут на рассмотрение, сколько времени может занять рассмотрение дела и вынесение приговора виновным в преступлениях?
Мусихин: Это достаточно длительная процедура. Объясню. Международный уголовный суд в Гааге существует примерно десять лет. За это время было принято к рассмотрению и сейчас расследуется всего четыре африканских досье. И только недавно стали выписываться первые ордеры на арест преступников из африканских государств.
Иными словами, это очень продолжительный и сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Сначала идет расследование, потом его итоги утверждают судьи. Они же потом выписывают ордеры на арест конкретных людей. Все это занимает годы.
РГ: Насколько грамотно и аргументированно оформлены заявления жителей Цхинвала в Международный уголовный суд в Гааге?
Мусихин: Они оформлены в обычном приемлемом виде. Но главное, что их достаточно много, чтобы суд отнесся к ним с полной серьезностью. Ведь чем больше информации, тем легче суду принять то или иное решение.
Но процесс идет. Суд будет не только рассматривать иски граждан, но и запрашивать информацию из разных источников.
РГ: Как продвигается рассмотрение иска Грузии против России в Международном суде ООН в Гааге?
Мусихин: Грузия подала иск на Россию как государство на государство в Международный суд ООН, который занимается межгосударственными спорами.
Грузины жалуются на то, что Россия якобы нарушает конвенцию ООН о запрещении всех форм расовых дискриминаций, проводя мнимые этнические чистки в Южной Осетии, Абхазии и в прилегающих к ним районах.
Вообще в иске грузинской стороны все поставлено с ног на голову. Ведь этнические чистки начали производить именно власти Грузии. Они начали войну в Южной Осетии.
Кроме того, грузинам так и не удалось доказать, что Международный суд обладает юрисдикцией рассмотрения подобного иска. Потому что на самом деле спора о расовой дискриминации между Россией и Грузией нет. Так же, как нет дискриминации грузин в России и других районах.
Мы подтверждаем, что у Международного суда в данном деле нет юрисдикции. Потому что обвинения грузин притянуты за уши и не имеют под собой юридических оснований.
Иными словами, действия Тбилиси в суде являются просто политическим ходом, который имеет мало юридической составляющей. Они просто направлены на то, чтобы отвлечь мировую общественность от реального состояния дел в Южной Осетии. А также отвлечь внимание от истинного виновника в развязывании войны и нарушителя прав человека.