16.09.2008 03:00
    Поделиться

    В Сибири инновационный бизнес требует особой поддержки

    Инновационная деятельность Сибири за последнее десятилетие заметно активизировалась - количество наукоемких предприятий выросло здесь на семь процентов. Тем не менее по общей доле инноваций в экономике макрорегион почти вдвое отстает от средних показателей по стране.

    По данным Росстата, инновациями в Сибири занимаются только 7 процентов предприятий. Причем значительная часть этого небольшого сектора приходится на промышленные гиганты металлургии, энергетики и оборонного комплекса. Именно они прежде всего внедряют новые технологии собственной разработки.

    Анализируя ситуацию, участники Байкальского экономического форума отмечали, что помимо общих для всей России проблем - несовершенства законодательства, слабости венчурного финансирования - Сибирь имеет ряд своих, специфических. В первую очередь - это сырьевое изобилие, "расслабляющее" как крупный бизнес, так и власти, доминирующая роль в экономике предприятий-гигантов, наконец, удаленность макрорегиона от "центров принятия решений" как государственных, так и корпоративных.

    - Надо отказаться от мысли, что Сибирь и Дальний Восток в обозримом будущем смогут играть роль центров постиндустриального производства, выпуска продукции высокой степени сложности, - без оптимизма заявил Амир Галлямов, член Совета Федерации. - Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья, куда включена и Иркутская область, нацелена прежде всего на развитие ТЭК и транспорта. Так что наиболее реальной сферой приложения инноваций будет переработка. Но и здесь пока ситуация развивается по инерции - добыть и вывезти сырье. Это наименее затратно.

    Однако эксперт фонда регионального развития Иркутской области Николай Потороченко считает, что сдвиг возможен, но при выполнении ряда условий:

    - Первое, - это наличие идей. Второе - снятие транспортных ограничений. Пока у нас на один километр железных дорог будет приходиться 0,22 километра шоссейных, как на севере Иркутской области, например, продукция с применением самых передовых технологий будет неконкурентоспособной. Даже добывающие корпорации не пойдут туда, где нет коммуникаций. Третье - финансы. Венчурные фонды созданы не везде. Например, в Приангарье их нет, как и полноценной региональной программы поддержки инноваций. Все инвестпроекты в сфере переработки реализуются на собственные или заемные средства предприятий. Никаких экономических преференций инновационному бизнесу не предоставляется. Четвертое - кадры. Нужны молодые ученые, высококвалифицированные инженеры, управленцы - инновационный менеджмент имеет свою специфику. Пятое - развитие вокруг промышленных центров научных комплексов и технопарков, поскольку инновации на пустом месте не появляются.

    Там, где хотя бы часть этих условий выполняется, инновационная среда демонстрирует успешный рост. Причем не только и не столько в переработке сырья. Примером могут служить Новосибирск и Томск. Последний, занимая третье место в СФО по научному потенциалу, по разработке и внедрению инноваций намного опередил Иркутск, научный центр которого считается вторым по величине. Так, по данным Роснауки, в этом году томичи уже успели подать на конкурс целевой федеральной программы приоритетных научных исследований 196 проектов (Иркутск, для сравнения, - 58).

    Томск два года назад выиграл конкурс на размещение ОЭЗ технико-внедренческого типа. Помимо этого местные власти предоставляют льготы по НДС и налогу на прибыль в региональной их части для тех предприятий, которые занимаются внедрением инновационной продукции. На финансовую поддержку инноваций и научных разработок из областного бюджета в этом году выделено более полумиллиарда рублей, причем депутаты Думы области настаивали на увеличении этой суммы.

    В Приангарье на поддержку инновационных стартапов в этому году выделено... 10 миллионов рублей. Еще 5 - на научные разработки. В будущем году, по словам Василия Щербака, временно замещающего должность начальника департамента инновационной деятельности, науки и средней школы Иркутской области, в регионе будет принята целевая программа инновационного развития. Ее цена - 120 миллионов рублей, если департамент финансов не настоит на сокращении этих расходов. Надо отметить, что Иркутск традиционно отдает предпочтение крупным проектам - они быстрее дают отдачу, в том числе налоговыми отчислениями, не требуют соинвестирования из бюджета, на корпорации можно "повесить" социальную сферу муниципалитетов. Из чуть более 90 предприятий, занимающихся инновациями в Приангарье, по статистике, 35 - это крупный бизнес. И всего 60 - малый. Причем шанс дорасти до поточного уровня есть только у 10 процентов.

    Правда, по мнению старшего инновационного менеджера корпорации "Роснанотех" Кирилла Фролова, пассивность как властных структур по отношению к инновационному бизнесу, так и бизнеса к возможностям продвижения объясняется в немалой степени непрозрачностью этого рынка.

    - Практически никто не в курсе, что творится у коллег, разработчики смутно представляют себе, на что можно получить финансирование от Роснауки, на что от "Ростехнологий", - замечает он. - Удаленность территорий от федерального центра эту непрозрачность только усугубляет. Мы сейчас начинаем заключать соглашения с регионами, пытаемся "вскрыть" их потенциал, изучить имеющиеся разработки. Думается, та часть заявок, которые мы получаем, - это верхушка айсберга.

    В целом, считает Фролов, у региона есть неплохой шанс если не ликвидировать отставание от европейской части страны, то по крайней мере снизить свою зависимость от сырьевых отраслей.

    Поделиться