Научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья БЕХТЕРЕВА была уверена, что интеллектуальные сверхзадачи могут не только помочь человеку преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь. Лекцию на эту тему она должна была читать в сентябре на открытии Всемирного конгресса психофизиологов в Санкт-Петербурге. Однако всего за два месяца до этого события Натальи Петровны не стало. Лекция была представлена участникам уже в "бумажном варианте". "РГ" публикует ее сокращенную версию.
Считается, что возраст диктует свои законы. И прежде всего требует от человека различных ограничений. Скажем, пожилые люди нередко говорят: мне слишком поздно учить иностранный язык, осваивать компьютер. Но так ли это? Долголетние наблюдения показали, что, ставя перед собой такие сложные для их возраста сверхзадачи, люди постепенно восстанавливают те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами.
Надо заметить, что представления о безвозвратной утрате возможностей, и прежде всего творческих потенций, как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанных со старением. На подобной "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в сферах, связанных с умственным трудом. Однако обобщение моего опыта в науке, и в психофизиологии в част ности, дает основание утверждать, что творческий потенциал мозга можно увеличить и восстановить, если человек поставит перед собой творческую сверхзадачу. Более того, восстановление творческого потенциала, вплоть до оптимального, реально практически независимо от возраста.
Такой ренессанс возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом - тотальной активацией при встрече с каждой новизной. Ренессанс разовьется при "встрече" индивидуума со сверхзадачей.
О чем идет речь? Это задача, выполнение которой стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо - чего не избежать. При этом результат нель зя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат - сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями - мозговой творческий потенциал активируется, и постепенно думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решае мой. Человек открывает, казалось бы, не просто закрытую, а "забитую" дверь - в свое возрождение, возвращается в свой рабочий возраст.
К сожалению, нередко человек, сталкиваясь со сверхзадачей, сразу же сдается, не принимает вызов. Это путь в старость. При решении сверхзадач бессильны стереотипы, нет "матрицы решения", ответ надо каждый раз искать заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активизируется, оказывая позитивное воздействие на себя и на весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни.
Важнейшим механизмом в развитии творческого ренессанса, как я полагаю, является именно прорыв через стереотипы, частичный или более-менее полный отход от них в мыслительной деятельности, при естественном сохранении бытовых стереотипов. При этом в мозге - и одномоментно, и последовательно - вовлекается в работу все большее количество нервных структур.
Уточним еще раз: мы говорим о творческих сверхвозможностях мозга человека как наиболее значимых. Ренессанс в данном случае - это восстановление именно творческого потенциала мозга, которое одновременно активизирует биологические возможности.
Эликсир творчества
В чем же особенность влияния творчества на мозг человека и что в конечном счете могло бы привести к массовому долгожитель ству? Изучение организации и механизмов мозга, связанных с творческими процессами, - самостоятельная задача фундаментальной науки о мозге. Мы ее поставили и разрабатываем в различных аспектах. В данном случае это модель того, что происходит в мозге при решении сверхзадач и выполнении обычных, нетворческих заданий или даже стереотипов.
Творчество очень трудно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки сочетание психологических подходов и новых технологий изучения мозга позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом. Уже простейшие модельные творческие задачи вызывают дополнительную активацию большого количества зон мозга, а что касается сверхзадач - вероятно, огромного. Это отличает их от нетворческих задач, решение которых может происходить и при использовании стереотипа.
Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и в пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. Некоторые из этих структур обеспечивают эмоции, регуляцию автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д.
Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает и организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны.
Никак не отрицая огромную пользу и необходимость физических тренировок, правильного питания, считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга.
Воспитание сверхвозможностей
О сверхвозможностях мозга известно давно. Это прежде всего врожденные свойства мозга, которыми обладают таланты и гении. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются не только творения гениев, а и так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. В жизни не только гения, но и обычного человека временами возникают состояния озарения.
В возрасте, который обычно определяется как творческий, не только сверхзадача, но и менее значимый запрос становятся тем толчком, за которым следует развитие процессов в мозге, обеспечивающих решение этой задачи. А много позднее, когда кажется, что "праздник жизни" позади, все происходит более постепенно, почти так, как наращивают мышцы при специальных тренировках.
Сверхзадачи могут раскрыть таланты в детстве и юности, изменив все последующее течение жизни. К сожалению, они могут и сломать жизнь незрелого молодого человека, не прошедшего фазу становления, а возможно, и в связи с труднопреодолимыми генетическими факторами. Вместо раскрытия позитивных возможностей могут развиться тяжелый невроз и более серьезные осложнения. Так что встреча юного индивидуума со сверхзадачей может оказаться жизнеопределяющей, но не всегда позитивной. Но я хочу заострить внимание на пожилом возрасте. Здесь, конечно, возможен нулевой вариант - "отказ" от решения, но вот негативный результат маловероятен.
Сверхзадача вызывает у такого человека гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных. Чаще всего это - "не могу", "поздно" и т.д. Но независимо от первоначального знака эмоций под их влиянием состояние мозга меняется и, как правило, при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль - состояние мозга - состояние организма".
Вообще стереотип в жизни - фактор исключительно полезный, ее облегчающий. Например, он нужен во многих работах, требующих точнейшего многократного повторения одинаковых действий. Именно такой тип труда широко используется в высокотехнологичной Японии. Любое отклонение от стереотипа, "улучшение" процесса, по крайней мере первоначально, приведет к браку. Стереотип силен, и на его страже стоят даже базовые механизмы работы мозга.
Чем хорош и чем плох стереотип? Когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше полагаясь на стереотипы. В этом случае мозг главным образом обеспечивает жизнедеятельность на основе так называемых меченых линий. В нем как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет взаимодействие между нейронами. То есть вместо богатого выбора путей остается одна дорога. Не используется богатство возможностей мозга, он простаивает. В этом случае и весь организм вместо разнообразного потока позитивных импульсов получает обедненную стандартную последовательность.
К сожалению, и "удобная" фаза стереотипов не бесконечна, их матрицы начинают рано или поздно распадаться, а их владелец - забывать, как застегнуть пуговицу, как зажечь газ и, главное, как потушить его! Может быть, эта невостребованность для людей умственного труда даже страшнее, чем для тех, кто занят трудом физическим, у кого стереотипы формируются смолоду, а организм сохраняется за счет ежедневной работы двигательных составляющих. Именно поэтому сверхзадачи и запуск системы "мысль - мозг - организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества - расточительство, а для личности - почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.