ВВС России готовы закупить 30 истребителей МиГ-29СМТ, которые отказался брать Алжир, а главное автобронетанковое управление - бронеавтомобили, от которых также отказались инозаказчики.
Недавний скандал вокруг поставок наших истребителей в Алжир разгорелся нешуточный. Еще бы! Самолеты уже прибыли в эту североафриканскую страну, как вдруг их решили подвергнуть в прямом смысле детальному осмотру. Под обшивку фюзеляжа и крыльев некие "специалисты" запихивали волоконно-оптическую аппаратуру и находили-таки маркировку еще советских времен. Из чего был сделан вывод, что несчастным алжирцам пытаются подсунуть залежалый товар, который того и гляди развалится в воздухе. В итоге солидный контракт был расторгнут, МиГи вернулись на родину.
Подоплека той шумихи всем, кто более-менее ориентируется в сфере военно-технического сотрудничества, была ясна сразу. Кому-то очень хотелось осложнить борьбу России в сложнейшем конкурсе на новый истребитель для Индии (мы продвигаем туда МиГ-35). Поэтому-то алжирский инцидент очень широко освещался не в африканской и не в арабской прессе, а в индийской. Тендер еще продолжается, но наши конкуренты на мировом рынке оружия хоть в чем-то, но попытались подмочить репутацию РСК МиГ.
На самом деле истребители, от которых отказался Алжир, являются самой последней и самой лучшей модернизацией МиГ-29. И командование ВВС поступило в высшей степени дальновидно, приняв решение о закупке этих машин. Наконец-то и наши летчики смогут летать и воевать на истребителях, полностью отвечающих требованиям нового века и превосходящих практически все зарубежные аналоги.
Сейчас решается вопрос о переводе "алжирских" МиГ-29СМТ из экспортного варианта в тот, который нужен ВВС России. Речь идет о замене ряда импортных блоков на отечественное оборудование. Затем будет проведен необходимый объем летных испытаний, и тридцать новейших истребителей встанут в строй. Такое масштабное и высококачественное обновление летного парка в отечественной боевой авиации - большая редкость. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Однако случай с МиГ-29СМТ скорее исключение из правил. Экспортные контракты готовятся настолько тщательно, что форс-мажоры фактически исключаются. Другое дело, когда на внешний рынок агрессивно внедряется техника, не прошедшая армейской обкатки внутри страны. А такое, увы, случается все чаще.
Одно из предприятий, которое никогда не занималось разработкой и производством военной техники, спроектировало легкий бронированный автомобиль, внешне очень привлекательный. Назвали машину звучным именем "Выстрел" и стали активно предлагать всем силовым ведомствам.
Первыми клюнули пограничники, но, ознакомившись с эксклюзивным, как заявлялось, проектом, быстро к нему охладели. Зато бронемашину удалось продать в армию одной из стран СНГ. Был заключен контракт и поставлена первая установочная партия. Пока собирались для экспорта остальные бронированные автомобили, практически полностью развалились установочные. Причем в прямом смысле - у военных автомобилей отваливались карданные валы, постоянно выходили из строя различные агрегаты. Апофеозом стала трещина броневого листа при езде по не столь уж и пересеченной местности. Как бы братски ни относились к нам военные дружественной страны, но от дальнейшей закупки "Выстрелов" они категорически отказались.
А как быть с уже собранными и никому не нужными почти двадцатью экспортными бронеавтомобилями? И выход был найден! Производители уговорили (каким, интересно, образом?) Главное автобронетанковое управление купить эти машины для подконтрольной эксплуатации. Конечно, военным заказчикам виднее, куда вкладывать сотни миллионов рублей, выделенных под Гособоронзаказ. Но дело в том, что по поводу этой покупки в самом военном ведомстве разразился внутренний скандал, так как многие ведущие специалисты автобронетехники высказались категорически против закупки машин, совершенно не приспособленных для использования в армейских условиях. У "Выстрела" так много врожденных недостатков, что их перечень занимает не одну страницу убористого текста. Достаточно сказать, что водитель вынужден пробираться к своему креслу... ползком. А стальная дверца, если ее не придержать, может так ударить по голове, что и каска не спасет. К тому же автомобиль абсолютно не ремонтопригоден в полевых условиях.
Сейчас ускорены планы по модернизации нашей армии. С будущего года значительно увеличивается гособоронзаказ. Однако в условиях рынка Вооруженные силы уже столкнулись с таким понятием, как недобросовестный заказчик. И надо следить, в том числе гражданскому обществу, за тем, чтобы в армию поставлялись лишь лучшие образцы, а не техника "по знакомству", и только за комиссионные отчисления.
Фото с сайта www.topgun.rin.ru