Фотоэксклюзив "РГ": Как тушили пожар на боевом корабле "Маршал Шапошников"

Учебный выход в море закончился трагически для двух моряков из экипажа большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников".

Казалось, ничто не предвещало беды. Шли третьи сутки выполнения маневров и различных боевых упражнений в акватории Японского моря. Большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников" и гвардейский ракетный крейсер "Варяг" весьма успешно решали задачи накануне дальнего похода - стреляли из артустановок и зенитно-ракетных комплексов, отрабатывали связь на флажках и семафоре, отражали атаки условного противника. В этом районе Японского моря находились также ракетные катера, тральщики, малые противолодочные корабли и буксиры. В небе барражировал самолет морской авиации. На редкость благоприятными были и погодные условия: чистое небо, ясный горизонт, едва заметные волны.

Примерно за час до возникновения на БПК нештатной ситуации командир электромеханической боевой части капитан 3-го ранга Владимир Инюшин по просьбе корреспондента "РГ" провел его по своему обширному "хозяйству", знакомя с кормовым машинным отделением, с его личным составом. Здесь несли службу механики, сменяясь через каждые четыре часа.

Утром, когда БПК начал набирать ход, чтобы занять позицию для ракетной стрельбы по летящей мишени, на вахту заступили матросы во главе с командиром отделения машинистов-газотурбинистов старшиной 2-й статьи контрактной службы Дмитрием Сергеевым. Матрос Айнур Миниахметов занял пост рядом с ним, а Василий Борисов и Николай Колманов - у газотурбинной и рефрижераторной установок. Последние недавно заключили контракт на три года службы. Сельские парни, они уже успели полюбить море, стали грамотными специалистами.

Экипажу удалось еще до подхода судна-спасателя своими силами справиться с огнем

Неожиданно из кормового машинного отделения повалил густой едкий дым. Начался пожар.

По рассказам очевидцев - а выскочить в безопасное место через аварийный люк смогли только двое - Миниахметов и Сергеев (да и то отравившегося угарным газом командира отделения вытащил на себе матрос), - их товарищам путь к основному выходу и к шахте забора воздуха сразу же перекрыл сильный огонь. К тому же, похоже, они и не собирались никуда отступать. Последнее, что успел в тот момент увидеть Миниахметов, оглянувшись назад, - Борисов кинулся к огнетушителям, чтобы попытаться погасить огонь. Так его учили на многочисленных тренировках по борьбе за живучесть корабля. Через секунду в отсеке погас свет.

Экипажу удалось еще до подхода судна-спасателя своими силами справиться с огнем, восстановить боеспособность корабля.

- Матросы Василий Борисов и Николай Колманов представлены командованием флота к ордену Мужества посмертно, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель командира БПК "Маршал Шапошников" капитан 2-го ранга Станислав Хлопов. - Также мы ходатайствуем перед командованием о поощрении отличившихся военных моряков во время ликвидации на корабле аварийной ситуации.

На этой неделе тела погибших моряков будут отправлены на родину - в Татарстан и Алтайский край, где их со всеми воинскими почестями предадут земле. А специальная комиссия под руководством заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Сергея Авраменко проводит расследование на месте происшествия. По факту пожара и гибели людей при исполнении ими служебных обязанностей возбуждено уголовное дело.

По одной из версий, причиной пожара стали технические неполадки, которые и привели к ЧП. По другой - в машинном отделении произошла утечка топлива, которое попало на камеру сгорания одного из газотурбинных генераторов и интенсивно загорелось.

Компетентно

Роман Мартов, капитан 1-го ранга, помощник командующего ТОФ:

- БПК "Маршал Шапошников" продолжает находиться в строю. Последствия пожара оцениваются компетентной комиссией флота, которая сделала вывод о возможности использования корабля с некоторыми ограничениями. По оценке специалистов, восстановление технической готовности судна возможно в течение месяца.