Дела в экономике США вновь пошли на спад. Объем промышленного производства в США снизился в августе 2008 года на 1,1 процента к предыдущему месяцу по сравнению с июлем, когда был отмечен рост на 0,1 процента, сообщила Федеральная резервная система США. Аналитики в среднем ожидали, что этот показатель снизится в августе на 0,3 процента, основываясь на предварительных данных за предыдущий месяц, указывавших на рост промпроизводства на 0,2 процента, сообщает Рейтер. Загрузка мощностей снизилась в августе до 78,7 процента с 79,7 процента в июле (ранее сообщалось о 79,9 процента).
К тому же ФРС сохранила ключевую ставку на уровне 2,0 процента. Американский центробанк удерживает ставку на этом уровне с апреля 2008 года с целью помочь экономике восстановиться после глубокого спада на жилищном рынке и резкого снижения объемов кредитования. "Кажется, что ФРС скорее предпочитает справляться с текущим кредитным кризисом и экономическими сложностями с помощью дисконтного окна и расширения кредитных возможностей, чем через снижение ключевой ставки", - сказал Рейтер Джон Сильвиа, главный экономист из Wachovia Economics Group.
Ранее сообщалось, что серьезность проблем заставила многих просить центробанк прибегнуть к самому мощному оружию в его арсенале - сокращению ставки. Фьючерсы на ключевую ставку указывали на то, что вероятность ее сокращения достигла 92 процентов. Эти надежды не оправдались, что наряду с банкротствами фактически дезорганизовало рынок.
Для того чтобы появились шансы сокращения ставки, ФРС должна увидеть ослабление экономики и более щадящий прогноз инфляции. Ситуация на рынке труда по-прежнему неутешительна: число рабочих мест сокращалось восемь месяцев подряд, а уровень безработицы в августе достиг пятилетнего максимума.
В то же время, несмотря на то что в июле инфляция поднялась до 17-летнего рекорда, цены на нефть опустились на 34 процента по сравнению с уровнем в начале июля в связи со снижением мирового спроса. Это дает некоторые надежды на то, что рост цен замедлится. Регуляторы будут ждать выхода индекса потребительских цен (CPI), чтобы понять, ускоряется ли инфляция. Ожидается, что CPI снизился на 0,1 процента в месячном исчислении.
Временно приутихшие пессимистические прогнозы вновь зазвучали во весь голос. Бывший глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспен ожидает новых падений гигантов финансового рынка, но считает, что американские власти не должны пытаться спасти каждую тонущую компанию. "Все зависит от того, как с этим справляться и как проходит процесс ликвидации. Нам не стоит пытаться защитить каждую компанию. Традиционно курс финансовых перемен делает из кого-то победителей, а из других - проигравших", - заявил финансовый гуру. Гринспен оценил шансы избежать рецессии менее чем в 50 процентов. Но весь пафос его слов сконцентрировался в следующем: "Я не могу поверить в то, что мы наблюдаем финансовый кризис, из тех, что бывают раз в сотню лет, без негативного влияния на глобальную экономику", - сказал он. Сейчас уже можно сказать, что подобная логика относится и к России.
На фоне новостей с американского финансового рынка довольно странно слышать высказывания весьма респектабельных экспертов о том, что преодоление Россией связанных с этим трудностей не только зависит от нее самой (что, в общем-то естественно), но и намеки на то, что Россия чуть ли не сама виновата в том, что ей приходится бороться с экономической "инфекцией" извне. Ответ руководства России на геополитические вызовы, стоящие перед страной и отвлекающие власти от проведения необходимых реформ, определит кредитоспособность РФ в дальнейшие годы, пришло к выводу уважаемое и самое консервативное международное рейтинговое агентство Standard & Poor s в статье "После десяти лет экономических успехов: Тени старых конфликтов заслоняют будущее" (www.standardandpoors.ru).
"Снижение долговой нагрузки, рост золотовалютных резервов плюс последовательная умеренно консервативная налогово-бюджетная и монетарная политика на фоне благоприятной конъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья сыграли важнейшую роль в устойчивом росте российского кредитного рейтинга", - пишет автор статьи, глава представительства Standard & Poor s в России и СНГ Алексей Новиков.
"Идеология потребления и огромное желание улучшить качество жизни становятся в России мощным и весьма заметным экономическим и политическим фактором. Однако старые и новые геополитические проблемы, по всей видимости, отвлекают внимание и ресурсы правительства России от проведения крайне необходимых реформ. То, как ответит руководство страны на этот вопрос, станет основным фактором, определяющим кредитоспособность России в дальнейшие годы". В настоящее время рейтинг России, по версии S&P, находится на инвестиционном уровне "ВВВ+".