Очередной испытательный пуск "Булавы", случившийся в конце прошлой недели, вызвал новый всплеск противоречивых комментариев - от самых восторженных до крайне пессимистичных.
По информации минобороны, экипаж подводного крейсера "Дмитрий Донской" произвел старт в расчетное время - около 18.45 по Москве - с полигона боевой подготовки в Белом море. А примерно через двадцать минут, в 19.05, головная часть ракеты, преодолев расстояние в 5,5 тысячи километров, оказалась на Камчатке.
Как заявил журналистам представитель минобороны, "учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура". Телеметрическая информация еще только обрабатывалась, а по заключению того же источника, "пуск и полет ракеты прошли в штатном режиме".
День спустя в том же ключе высказался замминистра обороны Владимир Поповкин. Он выступал на закрытом заседании Комитета Госдумы по обороне и безопасности с докладом об основных параметрах перевооружения армии и флота на трехлетний период, а после этого признался журналистам, что в минобороны "вполне удовлетворены" состоявшимся пуском.
Детали того, как в этот раз повела себя "Булава", генерал раскрывать не стал. Но кое-что прояснил заместитель генерального конструктора Московского института теплотехники Валерий Ефимов, который был на "Дмитрии Донском" в момент очередного пуска:
- Все, кто работает над новым ракетным комплексом, идут по пути неизведанного - как в технике, так и в организации работ. С каждым разом мы усложняем полетное задание. Уверен, будущие пуски позволят отработать все режимы полета и довести надежность всех систем ракеты до установленного уровня.
Его мысль развил по-своему начальник заказывающего управления контр-адмирал Юрий Горев:
- Для нас каждый удачный пуск приближает создание группировки подводных крейсеров стратегического назначения проекта "Борей". Самое важное сейчас - предстоящие испытания головного крейсера "Юрий Долгорукий".
А первый заместитель главнокомандующего ВМФ, председатель Государственной комиссии адмирал Александр Татаринов сразу после испытательного пуска направил в адрес руководителей Севмаша и конструкторского бюро "Рубин" телеграмму, в которой говорится, что "18 сентября на "Дмитрии Донском" завершен важный этап отработки комплекса "Булава". Удалось подтвердить превосходные динамические свойства корабля, прекрасную работу корабельного стартового комплекса и обеспечивающих систем".
Этой информацией поделился с "РГ" начальник одного из управлений Севмаша Александр Холодов, который тоже выходил в море и был очевидцем происходившего в эти дни на "Дмитрии Донском".
По его словам, в самый ответственный момент заняли места за пультами офицеры боевых частей и стартовая команда во главе с капитаном 2 ранга Дмитрием Захаром. Не изменил традиции и генеральный конструктор корабля академик Сергей Никитич Ковалев - невзирая на свои восемьдесят с хвостиком, на всех ответственных выходах в море он неизменно вместе с экипажем...
- В расчетное время, - рассказывает Александр Холодов, - командир крейсера Олег Цыбин запрашивает разрешение на старт у старшего на борту капитана 1 ранга Аркадия Романова, объявляет ракетную атаку и утверждает боевой курс. Заканчивается обратный отсчет и - старт. Крейсер вздрогнул, немного просел. Все взгляды устремились на мониторы телевизионного комплекса: вихри пузырей подтверждают, что ракета вышла...
По словам Холодова, через некоторое время поступила сухая информация - та, что нам уже известна: "полет ракеты прошел в штатном режиме".
Недавние публикации о завершении испытаний подводного крейсера "Дмитрий Донской" ("РГ - Неделя", 28.08.2008 г.) и об очередном пуске с него новой ракеты "Булава" ("РГ", 19.09.2008 г.) вызвали у посетителей нашего сайта волну эмоциональных откликов. Вот некоторые из них.
"Прочитал, и в душе задело какую-то струну. Ведь ТК-208 - это моя путевка в жизнь. В 1988-м, после задач "Грунт" и "Россыпь", в составе второго экипажа ставил эту лодку в ремонт. А в 1994-м, когда служил в первом экипаже, с тоской смотрел на остатки корабля, разнесенные по 55-му цеху на Севмаше. Узнать, что корабль опять в строю, очень приятно". Владимир Пискун (trpksn@bk.ru).
"Приятно, черт побери, осознавать, что Россия после развала 90-х вновь становится великой державой. И пусть это не по нраву Райс и таким же, как она, - значит, мы на правильном пути". PAR (pss03par@ya.ru).
"Успехов вам, ребята, и удачи во всех начинаниях! Бывший командир БЧ-3 первого экипажа ТК-208 Дегтярев" (miner@radnet.ru).
Хроника испытаний
11 декабря 2003 года
Первое "бросковое" испытание с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" в надводном положении. Штатным зарядом макет "Булавы" благополучно выброшен из шахты АПЛ на высоту, где должны включаться маршевые двигатели.
23 сентября 2004 года
Второе "бросковое" испытание, при этом "Дмитрий Донской" находился в подводном положении. Попытка признана успешной. Испытание самих маршевых двигателей на этом этапе не предусматривалось.
27 сентября 2005 года
Первое летное испытание "Булавы". Подводная лодка "Дмитрий Донской", находясь в надводном положении, произвела успешный пуск ракеты - из полигона в Белом море головная часть достигла камчатского полигона Кура.
21 декабря 2005 года
Второе летное испытание "Булавы" - старт произведен из подводного положения. В первый раз это хотели сделать 13 декабря, но из-за технического сбоя пуск не состоялся, попытку сочли "тренировочной" и вынуждены были повторить. "Можно смело говорить о том, что все конструкторские и инженерные решения, которые были заложены в этот новый ракетный комплекс, себя оправдали, - по горячим следам заявил на докладе у Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов. - В 2006 году мы продолжим летные испытания в разных режимах этого комплекса. И уже твердо рассчитываем, что в 2008 году этот комплекс, а также новая лодка, которая строится под этот комплекс, будут приняты на вооружение нашим флотом".
7 сентября 2006 года
Очередной пуск "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской" окончился неудачей. На начальном отрезке полета, всего через несколько минут после старта, ракета отклонилась от траектории и упала в море. По неофициальным данным, причиной аварии послужил сбой в программе. Техника и вооружение на борту подлодки не пострадали.
24 декабря 2006 года
Новая ракета, выпущенная с борта "Дмитрия Донского" в рамках программы летных испытаний, набрала высоту и необходимую скорость. Однако из-за существенных отклонений от расчетной траектории полета головные части не достигли заданных целей на Камчатке. Как сообщалось, к действиям экипажа претензий нет.
28 июня 2007 года
Объявлено об очередном испытательном пуске "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской". По сведениям пресс-службы ВМФ, "головная часть ракеты в установленные сроки прибыла на полигон. Техника сбоя не дала. На всех участках полета ракета вела себя штатно. Это значит, что усилия военных и промышленности по доводке ракеты увенчались успехом".