Милиция разрабатывает аппаратуру, способную мгновенно распознать поддельные товары

"Не бойся меня, я настоящий" - в будущем любой покупатель сможет получить такую эсэмэску, скажем, от йогурта или сырка в магазине. Не сомневайтесь, это не безумие, а новые технологии.

МВД разрабатывает новейшие способы защиты покупателя от подделок. Кроме чисто милицейских приемов, рассматриваются и достижения науки. Например, есть идея вооружить производителей в добровольном порядке или добровольно-принудительном (как получится) техническими средствами опознавания товаров. Это что-то вроде системы "свой-чужой". Только электронные пароли будут ставиться не на военных самолетах, а на упаковке кефира или пачке аспирина. Покупателю будет достаточно просто послать запрос по нужному номеру, не отходя от кассы.

Например, разработана так называемая система бренд-контроля: на каждый товар наносятся стикеры со скрытыми номерами. Покупая товар, человек стирает верхний слой наклеек и видит цифровой код. Его можно отправить по эсэмэс на специальный номер либо проверить на специальном сайте. Через пару секунд придет подробная информация: где и когда произведен товар и действительно ли это тот самый йогурт известной марки.

Другая разработка конструкторов позволяет наносить на упаковку фирменного товара скрытое изображение, которое покупатель сможет разглядеть с помощью особого устройства. Этот своего рода оптический ключ будет выдаваться вместе с покупкой. Еще одно техническое ноу-хау помогает ставить на вещах ультрафиолетовые метки как знак их подлинности. Некоторые продвинутые фирмы уже метят товары с помощью таких вот новейших систем.

- Мы внедрили систему идентификации продукции. Вот канистра с антифризом, на ней этикетка - проверка подлинности, - пояснил корреспонденту "РГ" представитель компании, выпускающей различную химию для автомобилей. - Монеткой можно соскрести защитный слой, там будет код. Послать эсэмэску и проверить. Если кто-то потом повторно введет код, придет сообщение, что товар контрафактный.

Разработчики утверждают, что система универсальна и полностью защищена от подделок. А как быть покупателю обычных продуктов или недорогих бытовых товаров?

- Может, и не все потребители будут контролировать, но какая-то часть обязательно проверит, особенно если у людей будут права по возврату продукции, - говорят разработчики систем. - Надо только не забыть проинформировать потребителей о такой системе защиты. Например, выложить листовки в магазинах или прикрепить инструкцию к товару. Один из производителей у нас установил систему защиты и удивился: почему не приходят эсэмэски? А покупатели просто не знали, что есть такая возможность, нигде ведь не написано. Как только предприниматели выложили листовки у прилавков, эсэсэмэски буквально посыпались.

Как рассказывал представитель крупной водочной компании, как бы они ни защищали продукцию с помощью особых марок, этикеток, бутылок, товар все равно будет подделан.

- Как только продукция становится брендом, на третий год существования ее обязательно подделают. Мы на себе убедились. У нас сложнейшая технология изготовления этикеток, бутылок. Но технические новшества пока не защищают. Поэтому к системе распознавания "свой-чужой" относимся осторожно, но все равно будем изучать, - рассказал представитель компании. - Сейчас мы вкладываем до двадцати процентов прибыли на защиту бренда.

Представитель Совета Федерации, участвовавший в проверке новинок, назвал такую практику справедливой. Мол, раз компании вкладывают большие деньги в рекламу и продвижение товара, то должны отвечать и за последствия.

Эксперты утверждают, что в целом такая защита стоит копейки и товар дороже не становится. Но ставить или нет электронные метки - дело исключительно добровольное. Представители юридического сообщества предлагают поставить внедрение таких технологий на поток. По мнению независимых экспертов, государство должно взять под контроль их распространение. Например, сейчас активно прорабатывается идея создания реестра всех подобных технологий, чтобы его вело какое-нибудь государственное ведомство.

Такое предложение прозвучало на большом экспертном совете, в котором участвовали представители Совета Федерации, Госдумы, Счетной палаты, МВД и Торгово-промышленной палаты. Юристы и крупные предприниматели предложили милиции взять технологии под свое крыло. Казалось бы, кому, как не ОБЭПу, внедрять суперпароли для товаров? Твердого "да" пока не прозвучало, но предложение обсуждается.

- Правовое положение потребителя при приобретении контрафактной продукции практически безнадежно. Он не вправе требовать замены или возврата поддельного товара. Такие действия по закону предусмотрены, только если товар ненадлежащего качества, - пояснила "РГ" эксперт в области интеллектуальной собственности Виктория Цыганкова.

Получается парадокс. По закону о защите прав потребителя фирменную вещь можно вернуть, а липовую - нет. В случае с продуктами покупатель как бы проверяет качество товара на собственном здоровье.

Пока государство не обязывает производителя внедрять высокие технологии защиты, которые позволят в считаные секунды распознать фирменный товар. Но закон предусматривает, что производители выбирают технические средства защиты от контрафактной продукции по своему усмотрению.

- Крупные юридические фирмы обратились в правительство с рядом предложений, в том числе и о создании Государственного реестра технологий защиты. Ответ был таков: Государственный реестр создавать нельзя, потому что это может стать дополнительным ограничением для бизнеса, но сама идея признана перспективной, - рассказала Виктория Цыганкова. - По мнению чиновников правительства, ведение таких реестров и информирование потребителей об особенностях различных технологий может производиться саморегулируемыми организациями участников рынка.

В переводе с юридического это значит, что сами предприниматели могут объединиться и создать что-то вроде общественного союза, который сможет и вести реестры, и давать инструкции всем производителям. Государство против такой инициативы возражать не будет. Осталось только убедить самих производителей. На совещании экспертов решили создать рабочую группу, которая займется этим проектом.

Прямая речь

Иван Соловьев, начальник уголовно-правового управления правового департамента МВД России:

- Сегодня борьба с контрафактом и с интеллектуальным пиратством невозможна без современной, отвечающей международным стандартам правовой базы. МВД вместе с другими ведомствами работает над ее совершенствованием, изучает разные предложения.

В целях усиления борьбы с преступлениями, связанными с нарушениями авторских и смежных прав, МВД России принимало участие в разработке ряда законодательных актов. Например, увеличен до шести лет максимальный срок уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 146 ("Нарушение авторских и смежных прав") УК, а также усилена ответственность по статье 180 ("Незаконное использование товарного знака") УК.

Досье "РГ"

По данным экспертов, по отдельным товарам доля подделок в России доходит до 30-35 процентов. В МВД даже составили рейтинг контрафактных товаров. На первом месте - одежда и обувь.