В конце августа в материале "Сиротское счастье" "РГ" рассказала о выпускнике дома-интерната Андрее Ищенко из Азовского района области, которому купили совершенно не пригодный для жизни дом. Власти отреагировали и пообещали исправить ошибку. Мы решили узнать, что с тех пор изменилось в жизни Андрея.
Напомним, что домишко без фундамента в селе Пешково Азовского района, в котором поселился выпускник дома-интерната Андрей Ищенко, построили еще до революции. После того как хозяйка - 90-летняя старушка - умерла, хижина долго пустовала. Потом на нее нашлись покупатели, однако новые хозяева, помучившись недолго в сырости, без отопления, тоже заторопились дом продавать. Тогда хибару купил муниципалитет, который и поселил туда сироту.
Сердобольные соседи, узнав об этом, забили тревогу.
- Полы гнилые, проваливаются, стены сырые, печка совсем развалилась. Как можно было этот дом мальчишке покупать? - недоумевали они. - Здесь капитальный ремонт нужен: и внутри, и снаружи. Отопление печное, а уголь сейчас стоит шесть тысяч за тонну. Если только зиму брать в расчет, тонн пять на обогрев нужно - вот и считайте. Газ в дом проводить - еще больше денег потребуется.
По словам Андрея, до этого ему уже два дома предлагали - еще хуже. И он согласился жить в этой лачуге.
- Мне сказали, что деньги выделены только на этот год, и если я не соглашусь, вообще останусь без крыши над головой, - объяснил он.
По закону выпускники детского дома могут отказываться от предлагаемых вариантов до тех пор, пока им не будет предоставлено нормальное жилье, соответствующее санитарным нормам. Но Ищенко об этом не знал - в детском доме таких сведений не дают. А если бы и знал, тихий и застенчивый молчун вряд ли стал бы отстаивать свою правоту.
После публикации материала из министерства образования Ростовской области в редакцию "РГ" пришел ответ, из которого следовало, что в Пешково с проверкой выезжала комиссия и подтвердила то, что дом, в котором поселился Андрей Ищенко, на самом деле непригоден для жилья. Руководству Азовского района было поручено подыскать для сироты другую крышу над головой. Вопрос этот министерство образования поставило на свой контроль.
Оказалось, что сейчас Андрей по-прежнему живет в старой хибаре. Соседи рассказали "РГ", что дом выставлен на продажу. В администрации Азовского района подтвердили, что это действительно так. В середине октября его рассчитывают продать, и только после этого на вырученные деньги купить Андрею новое жилье. Заместитель главы района по социальным вопросам Николай Михайлец пообещал, что если справить новоселье до начала отопительного сезона не удастся, а так оно, скорее всего, и будет, Ищенко на время дадут комнату в общежитии.
- В районе это единственный проблемный случай, связанный с жильем, которое мы покупаем для сирот, - заверил он. - Его подбором занимаются органы опеки и попечительства. Еще есть специальная комиссия, представители которой выезжают на место и оценивают, пригоден дом для проживания или нет.
На вопрос, куда же смотрели эти самые представители, давая "добро" на покупку для сироты старой хибары с угольным отоплением, замглавы объяснил, что сначала дом якобы был изношен всего на 35 процентов, но после того, как во время холодов его не отапливали и не отводили талую воду, "он принял совершенно другой вид".
- Парень на зиму себе угля не купил и о помощи никого не попросил. Оказалось, что он вообще тихоня и к жизни мало приспособлен, - пояснил Михайлец. - Ему нужно было комнатку купить. Пусть маленькую, но чтобы тепло и светло было. А этот дом хорошего ухода требует, там земли много - ее нужно обрабатывать. Специалисты, ответственные за подбор жилья, должны были сразу понять, что молодому парню без семьи этот вариант не подойдет. Но Андрей согласился на него, потому что Пешково от райцентра недалеко, а они пошли у него на поводу. Виновным мы сделали выговор.
В последние годы в Ростовской области выделяется все больше средств на покупку жилья выпускникам детских домов, и все меньше сирот числится в списке очередников. Но очень хочется, чтобы чиновники заботились не о рекордных показателях, а о самих детях. Ведь реально помочь каждому из них обрести нормальную крышу над головой и встать на ноги - гораздо важнее, чем поставить галочку в отчете.
История Андрея Ищенко - самое яркое тому подтверждение.