КНЯЗЬ Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - потомок ветви династии Рюриковичей, восходящей к Всеволоду Большое Гнездо. Получил блестящее образование в Оксфорде, живет в Лондоне. Всю жизнь собирает произведения русского искусства. Но не "чахнет над златом", а щедро дарит шедевры из своей богатейшей коллекции. Или продает их в "хорошие руки".
Так случилось и с коллекцией уникальных предметов театральной живописи и графики, охватывающей период с 1870-х до конца 1930-х годов, которую международный благотворительный фонд "Константиновский", тесно связанный с Российским государством, приобрел у князя Лобанова-Ростовского за 20 миллионов долларов. В числе работ - произведения Валентина Серова и Александра Бенуа, Льва Бакста и Николая Рериха, Казимира Малевича и Марка Шагала... В питерском музее театрального и музыкального искусства из 810 предметов коллекции в экспозицию попало лишь 310 оригинальных произведений театральной живописи и графики, созданных 82 русскими художниками. Выставка продлится до конца октября, а затем, как заявил Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, существующая часть коллекции будет храниться в Театральном музее, пока рядом с резиденцией главы государства в Константиновском дворце в Стрельне не будет построен комплекс "Звездный путь", куда со временем перенесут шедевры из собрания Лобановых-Ростовских.
В замечательной коллекции - и Марк Шагал, великий выдумщик - не зря за его "летящие" картины художника называли "авиатором живописи". Он представлен своими эскизами к спектаклю "Алеко". В 1942 году витебский Мастер придумал декорации и костюмы для постановки "Алеко" в американском балетном театре. Заметим, тот балет стал исключительно русской постановкой. Сюжет его взят у Александра Пушкина, музыка оркестрована на основе фортепьянного трио Петра Чайковского, а хореографом выступил Леонид Мясин, прославившийся как танцор в знаменитых "Русских балетах" Сергея Дягилева. Шагал, работая над спектаклем, постоянно слушал записи музыки Чайковского. Для спектакля он написал впечатляющие задники - и вновь над сценой парили - нет, не жена Белла, не петухи и коровы, а совсем иные причудливые персонажи...
- Я никогда не хотел рисовать, как другие, - говорил Марк Шагал. - Нет, моя живопись - это не искусство для самовыражения, она не является литературной, это что-то конструктивное, мир форм.
Три с половиной года назад самая полная экспозиция знаменитого художника была представлена на выставке в Москве. Около 200 произведений Марка Шагала из музейных и частных собраний России, Франции, Швейцарии, представляющих его разные периоды творчества, могли увидеть посетители Третьяковки. В коллекции Лобановых-Ростовских, к которой можно прикоснуться в эти осенние дни в Питере, Шагал - лишь составляющая часть блестящей "команды" русских художников. Что, разумеется, не лишает и его, и других участников выставки своего почетного признанного места в отечественном искусстве. А ведь когда-то все они были отторгнуты государством. Как вспоминает Никита Лобанов-Ростовский, "по российским статистикам до 1924 года из страны было вывезено 60 тысяч тонн произведений искусства". Вот так, тоннами, измеряла комиссия, созданная по указанию Ленина, бесценный "товар". Американский бизнесмен Арманд Хаммер в своих мемуарах писал: та огромная доля произведений искусства, которая прошла через его руки и в результате оказалась в США и Европе, помогала финансировать советскую разведку и коммунистическую деятельность на Западе...
Русский князь, потомок Рюриковичей, возвращает сегодня России то, что принадлежит ей по закону и по справедливости.