В 2001 году администрация Псковской области ввела плату за пользование дорогами для тех, кто едет за границу.
Вырученные деньги предполагалось пустить на улучшение дорожного полотна, "чтоб было, как в Европе".
0,47 евро за 1 км
- Удалось? - с этого вопроса начался наш разговор с дальнобойщиками.
- Да какое там! Вы сами-то что, не видите? Сплошные колдобины! - возмущается водитель фуры, отказываясь при этом назвать свою фамилию.
- А как дорого! - вмешивается в разговор седовласый шофер из Риги. - За 62 км пути каждый, у кого трейлер, должен заплатить 1050 рублей. Или почти 17 рублей (0,47 евро) за проезд одного километра - выходит, это самая дорогая платная дорога России. В оба конца получается почти 90 долларов! В Польше за такое расстояние я плачу 90 злотых (примерно в 2,5 раза меньше. - Ред.), а в Литве - еще дешевле. Здесь же нас заставляют раскошеливаться за сомнительное удовольствие проехать по шоссе, больше напоминающему стиральную доску. Я никак не пойму: за что с нас дерут такие деньги?!
- А другим путем не пробовали?
- Так в том-то и все дело: на этом направлении нет объездной дороги!
Уникальность географического положения Псковской области в том, что она граничит сразу с тремя странами - Латвией, Эстонией и Белоруссией, причем первые две из них - в Евросоюзе. Вдобавок в области расположены порты на границах с этими странами ЕС (на Псковском и Чудском озерах). Словом, это "передний край" России в плане соседства с ЕС и, подчеркнем, внешнеторгового транзита стран - членов этого союза. Уже только поэтому соотношение цена-качество в сфере инфраструктуры, особенно транспортной, не может сильно отличаться от "евросоюзовского". На деле же вместо "витрины" страны, претендующей на мировое лидерство, имеет место, если называть вещи своими именами, жуткое убожество.
Когда деваться некуда
За разъяснениями мы обратились в комитет Псковской области по дорожному хозяйству.
Там "РГ" рассказали, что сегодня в области есть четыре платных участка: Остров - Вышгородок (62 км), Печоры - Старый Изборск (23 км), Опочка - Дубровка (82 км) и Усвяты - Невель (58 км). В отличие от дорог федеральных они находятся в областном подчинении, а значит, чинить их, точнее, латать приходится на средства регионального бюджета. В прошлом году на это было выделено 183 млн рублей.
- У нас и так едва не каждый пятый рубль в области идет на поддержание дорожного покрытия, - жалуется зампред комитета Александр Ситулин. - Не может же весь наш бюджет пойти только на дороги!
Как же сформировались размеры платы за проезд?
- Мы ничего нового не изобретали, - поясняет Ситулин. - Более того, чтобы нас не обвинили в корысти, обратились в питерский Научно-исследовательский проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ). Там провели расчеты, которыми мы до сих пор и пользуемся.
- А вас не смущает, что цена, которую вы требуете за проезд, мягко говоря, несколько не соответствует качеству дорог?
- Не думаю, что мы перегибаем палку. Для трейлеров, у которых нагрузка на ось достигает 8,8 тонны, на самом дорогом участке Остров - Вышгородок - это 1050 рублей, но для микроавтобусов - 450 рублей, а для легковых автомобилей и вовсе 280. Имеются и льготы - например, для ветеранов Великой Отечественной, а также машин скорой помощи, милиции, МЧС, пожарных.
Что взамен поборов?
В доказательство своей правоты чиновник привел и другие цифры. Так, по данным областного комитета статистики, с тех пор, когда были введены платные дороги, такса за проезд области выросла в 1,4 раза, что в 1,2 раза меньше роста потребительских цен и в 1,6 раза меньше роста тарифов на грузоперевозки.
- А вы посмотрите, какой поток! - призывает Ситулин. - На территории Псковской области расположены 11 пограничных пунктов пропуска, через которые ежегодно проходят до 1 млн тяжелых грузовиков. Пока региональные дороги работают в режиме федеральных, мы вынуждены принимать свои меры.
- Но по закону наряду с платным участком в том же направлении должен быть и бесплатный...
- Что до объездных дорог, то в ту же Латвию можно проехать через Себежский участок границы - там дорога бесплатная, хотя согласен: это крюк почти 160 км.
Вместе с тем местные чиновники, очевидно, все же чувствуют, что дальше так продолжаться не может.Так, вице-губернатор области Игорь Максимов заверил корреспондента "РГ", что ситуация с качеством дорог в регионе скоро наконец изменится к лучшему.
- 80 процентов федеральных трасс, расположенных на территории области, будет отремонтировано за три года - с 2009 по 2011 год, - пообещал он. - Мы давно предлагали, чтобы центр забрал дороги на свое обслуживание или чтобы нам увеличили суммы на их содержание. Похоже, в Москве нас наконец услышали.
Удастся ли переломить ситуацию, когда Москва, по выражению вице-губернатора Максимова, о проблеме "услышала"?