15.10.2008 03:00
    Поделиться

    ФНС рассказала о том, как избежать выездной налоговой проверки

    Федеральная налоговая служба разработала для налогоплательщиков новый, двенадцатый критерий самостоятельной оценки рисков. Список оснований для назначения выездной проверки пополнился перечнем схем ведения бизнеса с высоким налоговым риском.

    О новом критерии и планах налоговой службы в усовершенствовании законодательства "РГ" рассказала заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова.

    Российская газета: Недавно была озвучена инициатива власти предоставить компаниям рассрочки по уплате налоговой задолженности. Кого это коснется в первую очередь?

    Татьяна Шевцова: По итогам совещания у президента Российской Федерации по вопросу совершенствования налоговой политики было принято решение об упрощении процедуры реструктуризации налоговых претензий за прошлые периоды. Опыт показывает: как для бюджета, так и для бизнеса этот вариант более предпочтителен, нежели банкротство по результатам контрольной работы налоговых органов. Если эта норма будет зафиксирована законодательно, крупные компании в случае больших налоговых доначислений смогут избежать банкротства, а бюджет получит неуплаченные суммы налогов, пусть и с рассрочкой по времени.

    РГ: А зачем налоговой службе понадобилось вводить двенадцатый критерий самостоятельной оценки риска? Одиннадцати мало?

    Шевцова: Этой публикацией ФНС России продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер. Вы знаете статистику: служба поэтапно сокращает количество налоговых проверок. Акцент смещен на информирование налогоплательщика о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем. Именно для этого и были созданы критерии. Служба целенаправленно и достаточно долго шла к тому, чтобы отказаться от тотальных проверок в пользу контроля в зонах риска.

    Нередко бизнес предпринимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, однако спустя некоторое время взамен получает крупные доначисления, пени, штрафы. Причем, если доказано применение схемы, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность. Мы стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес-решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

    Главная же цель - формирование единого правового и налогового поля, создание равных условий для всех субъектов бизнеса, устранение необоснованных конкурентных преимуществ, которые получают за счет экономии на налогах организации, применяющие незаконные и "серые" схемы ведения бизнеса.

    РГ: Татьяна Викторовна, так в чем суть нового критерия?

    Шевцова: В прошлом году мы опубликовали 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Таким образом, налогоплательщик впервые получил возможность самостоятельно проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля, оценить налоговые риски и предпринять меры, чтобы выйти из зоны налогового контроля.

    В дополнение к уже используемым критериям Федеральная налоговая служба создает механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Критерий так и называется - "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Он и рекомендации по его применению опубликованы на сайте ФНС.

    РГ: На основе какой информации составлен новый перечень?

    Шевцова: Учтены результаты контрольной работы, опыт досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками, сложившаяся арбитражная практика. А также признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 N 53. Сейчас в критерий вошли четыре схемы, но их количество и содержание будут обновляться с учетом опыта работы и арбитражной практики.

    РГ: Допустим, ознакомившись со списком схем, бизнесмен нашел схожую со своим бизнесом, что ему делать?

    Шевцова: Таким налогоплательщикам мы предлагаем представить уточненные декларации, приложив к ним пояснения. Они нужны для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана проверок.

    Следует понимать, что подача уточненной декларации рассматривается ФНС как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. То есть такая декларация будет свидетельствовать, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций. Но присутствие этих признаков не носит системного характера или не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Однако, имея аргументы в пользу своей добросовестности, налогоплательщик предпочел исключить налоговые риски таких операций. Тогда вполне логично откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период.

    РГ: Если налогоплательщик уточнит обязательства, что это ему даст?

    Шевцова: Факт подачи такой декларации налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

    Важно, что при проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у плательщика требовать не будут. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки. А при соблюдении условий оплаты налогоплательщик полностью освобождается от ответственности.

    Правда, оговорюсь, сам факт представления налогоплательщиком уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с нарушениями налогового законодательства. Однако в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.

    Кстати, за прошлый год, когда как раз были опубликованы одиннадцать критериев, налогоплательщики представили 913 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей. В то же время за весь 2006 год было представлено 416 тысяч деклараций на сумму 18 млрд рублей. Огромный прирост говорит о повышении налоговой дисциплины.

    РГ: А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?

    Шевцова: Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий в связи с публикацией 12-го критерия. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.

    РГ: Но можно пойти по другому пути: подать уточненную декларацию на символическую сумму. Сработает?

    Шевцова: Простое сопоставление данных покажет несоответствие. Информационные ресурсы и программные продукты, которыми располагает служба, позволяют сопоставлять информацию из огромного количества источников, выявлять как простые ошибки в расчетах, так и серьезные преднамеренные нарушения налогового законодательства. Таким образом, решение о подаче таких деклараций скорее навредит.

    РГ: Татьяна Викторовна, вы не опасаетесь, что, публикуя готовые схемы, "даете карты в руки" недобросовестным бизнесменам?

    Шевцова: Мы рассматривали этот аргумент и пришли к выводу, что нет. Дело в том, что даже не осведомленный о каких-то "схемах" налогоплательщик может при желании воспользоваться услугами консультантов, аудиторов, получить информацию из бухгалтерских СМИ, которые регулярно публикуют варианты минимизации налогов. Как говорится, было бы желание. Те же, кто против применения сомнительных схем, не будут пользоваться ими.

    РГ: Так какой он, наш российский налогоплательщик? Злостный уклонист?

    Шевцова: Нарушения налогового законодательства есть, их немало. Есть и своя, "российская" специфика уклонения от налогов: "серые" зарплаты, фиктивные убытки, фирмы-однодневки. Физлица зачастую игнорируют свою обязанность декларировать доходы и т.д. Однако с налоговыми злоупотреблениями сталкиваются налоговые администрации, пожалуй, всех государств, независимо от уровня экономики, налоговой и правовой систем.

    Даже в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, где налоговое законодательство совершенствуется десятилетиями, есть лазейки для построения схем минимизации налогов. Для борьбы с агрессивным налоговым планированием хозяйствующих субъектов государственные органы этих стран применяют комплекс мер как законодательного, так и административного характера. В Австралии, Германии, Италии, Испании, Канаде, Нидерландах, Франции, Швеции приняты нормативные акты о злоупотреблении налоговым правом. В Австралии, Великобритании, Канаде, США действует норма, требующая раскрытия информации по определенному перечню сделок и схем. Неплохо было бы ввести эту норму и в России. В российской практике уже есть отдельные инструменты, направленные на борьбу с недопустимым налоговым планированием. Но вместе с тем назрела необходимость сделать следующий шаг в борьбе со злоупотреблениями в сфере налогового права.

    Справка "РГ"

    Признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды по 12-му критерию:

    - невозможность реально осуществлять налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

    - отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

    - учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

    - совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

    Подробности на сайте ФНС - www.nalog.ru

    Поделиться