В ближайшие три года Российскую армию ждут перемены, которых она не знала за всю новейшую историю. Изменения коснутся, пожалуй, самых главных элементов Вооруженных сил - их численности, структуры и системы подготовки офицеров. Не случайно в минобороны предпочитают говорить не о реформе или модернизации армии, а о придании ей принципиально нового облика.
Какими к 2012 году станут Вооруженные силы, вчера предметно говорили на закрытом заседании коллегии военного ведомства. После ее завершения министр обороны Анатолий Сердюков приоткрыл некоторые детали коренной перестройки всего армейского организма.
Один офицер на пятнадцать солдат
Подтвердилась информация об ускоренном сокращении армии. Первоначальные планы довести ее численность до миллиона "штыков" к 2016 году уже не устраивают военное руководство. По словам Анатолия Сердюкова, эту задачу реально выполнить без ущерба для обороноспособности страны и боеготовности Вооруженных сил на четыре года раньше срока. То есть к 2012-му. Более того, по основным параметрам секвестра минобороны готово отчитаться уже в будущем году.
По какой схеме пойдет сокращение? В первую очередь оно коснется офицерского состава.
Вместо нынешних 355 тысяч командирских должностей останутся 150 тысяч. То есть 15 процентов от общей численности армии и флота. Эту цифру военные взяли не с потолка, а после внимательного изучения зарубежного опыта. В армиях ведущих стран мира офицеры в среднем составляют от 7 до 20 процентов личного состава.
Под увольнения в разное время попадут разные категории командиров. Скажем, сегодня некомплект офицеров составляет порядка 40 тысяч человек. Эти "клетки" сократят в первую очередь, поэтому в будущем году массовых увольнений не ожидается. Некоторый запас времени даст плановый вывод из офицерского корпуса так называемых двухгодичников. Их на службу уже не призывают, но порядка 7,5 тысячи должностей все еще занимают "гражданские" лейтенанты. По мере выслуги их станут увольнять в запас. Провести сокращение относительно безболезненно помогут 26,7 тысячи офицеров, которые уже достигли предельного возраста службы. Анатолий Сердюков пообещал, что с армией они расстанутся лишь после того, как государство выполнит свои обязательства. И в первую очередь - предоставит людям жилье. В минобороны подсчитали, что в будущем году настанет время отправляться на дембель еще 9,1 тысячи офицеров. Их тоже включили в плановое сокращение.
Самая болезненная проблема для министра - это 117 тысяч сравнительно молодых офицеров, которых в любом случае придется уволить в ближайшие три года. Но и тут Сердюков многое продумал. Во-первых, многие офицерские должности переведут в разряд гражданских. Угодившим "под нож" командирам предложат занять эти посты. Во-вторых, минобороны займется переподготовкой вчерашних офицеров на специальности, востребованные на "гражданке".
- Недавно я встречался с полномочными представителями президента в федеральных округах, и мы договорились, что минобороны представит списки и профессиональный состав высвобождаемых военнослужащих. А полпреды подумают, как их лучше трудоустроить в своих регионах, - рассказал министр. - Параллельно продумаем вопрос о покупке там жилья для увольняемых в запас.
Бригады вместо полков
После всех обновлений в армии и на флоте останутся только части постоянной готовности. Вчера на коллегии решали, в каком структурном облике они должны присутствовать в каждом виде и роде войск. А начали опять же с численности воинских частей.
Надо сказать, что в наследство от советской армии Россия получила сложную и во многом неуклюжую военную машину. За последние полвека армию с 5 миллионов постепенно сократили до миллиона 130 тысяч. Но под секвестр в основном попадали солдаты. Офицеров же сохраняли в кадрированных дивизиях и частях сокращенного состава. В результате сегодня только в Сухопутных войсках насчитывается 1890 воинских частей.
После того как армия перейдет на новый облик, там останется 172 части и соединения. То есть сухопутчиков "ужмут" практически в 11 раз. Примерно такая же участь ожидает другие рода и виды Во оруженных сил. В Военно-воздушных силах из 340 частей останется 180. Военно-морской флот сократится почти вдвое - с 240 до 123 частей. Ракетные войска стратегического назначения "похудеют" чуть-чуть - с 12 до 8 частей. "Космонавты" и десантники еще меньше - с 7 до 6 и с 6 до 5 воинских частей соответственно.
А более всего реорганизация затронет высшие штабные кабинеты. Анатолий Сердюков напомнил, что в центральном аппарате минобороны сейчас служат 10 523 человека. Больше 11 тысяч человек относятся к органам военного управления МО. Итого набирается почти 22 тысячи человек - больше развернутой дивизии. После обновления в центральном аппарате военного ведомства останутся служить 8500 человек.
Ряды генералов серьезно сомкнутся. На 1 сентября этого года в Вооруженных силах было 1107 генералов. Будет 886. Количество полковников с 25 665 уменьшится до 9114. Майоров - с 99 550 до 25 тысяч. Капитанов - с 90 до 40 тысяч.
- С точки зрения должностей наша армия сегодня напоминает яйцо, раздутое в середине, - возмущался министр. - Полковников и подполковников больше, чем младших офицеров. Через три года мы построим пирамиду, где все будет четко структуировано и выверено. Скажем, количество лейтенантов в Вооруженных силах было 50 тысяч, а станет 60. Офицеры должны командовать конкретными солдатами и подразделениями, а не руководить складами.
Кардинально поменяется сама структура армии. Сейчас она строится по схеме: военный округ - армия - дивизия - полк. К 2012 году ее переведут на трехуровневую систему. Останутся военные округа, но взамен армий и дивизий появятся оперативные командования и бригады. Таким образом, генералы хотят оптимизировать управление войсками, а заодно убрать своеобразную многоярусность в Вооруженных силах.
Анатолий Сердюков порассуждал и об организационных ново введениях. Не все они, по его мнению, оправданны. Например, министр не видит никакой необходимости создавать в нашей армии самостоятельные силы быстрого реагирования.
- Мы исходим из того, что в Вооруженных силах уже есть такие части - это Воздушно-десантные войска, - заявил министр обороны. - Понятно, что их надо перевооружать, направлять туда новую технику, средства связи, высокоточное оружие. Там обязательно пересмотрят учебный процесс, повысят требования к физической выучке солдат и офицеров. Но нет необходимости создавать специальные войска быстрого реагирования. Они уже существуют и достаточно эффективно проявили себя во время отражения грузинской агрессии в Южной Осетии. Другое дело, что такие части усилят: в каждом военном округе появится бригада ВДВ для решения срочных задач, действий в непредсказуемой обстановке.