1 ноября в Концертном зале им. П.И.Чайковского состоится концерт легендарного композитора, впервые применившего термин "музыкальный минимализм". Его имя - Майкл Найман. Он выступит со своей группой Michael Nyman Band, на следующий день музыканты дадут концерт в Санкт-Петербурге.
В 80-х годах он активно сотрудничал с Питером Гринуэем, к чьим фильмам писал музыку ("Отсчет утопленников", "Книги Просперо", "Повар, вор, его жена и ее любовник" и др.). Сейчас Найман выступает со своим коллективом, пишет оперы, балеты, инструментальные произведения, песни на стихи Шекспира, Рембо, Целана, создает саундтреки для компьютерных игр, поп- и рок-композиций.
Российская газета: Майкл, чем занимались ваши родители? Как проходило ваше детство?
Майкл Найман: Моих родителей уже нет в живых. Они были предпринимателями, владеющими секретами изготовления дорогих шуб из натурального меха. Это была художественная работа, и они занимались ею всю свою жизнь.
Я вырос на окраине Лондона, близ сельской местности. У меня было благополучное и довольно интересное детство, поскольку я делал все, что положено мальчишке: не слушался, совершал глупости, играл в футбол, теннис, ходил в кино, проводил время с друзьями на улице - одним словом, свободно изучал окружающий мир в Лондоне, где я живу всю жизнь. Но кроме этого, я весьма прилежно занимался музыкой. Я начал играть на фортепиано в 8 лет, и тогда вся моя жизнь изменилась. Я стал более серьезным и дисциплинированным. Ребячество ушло. Игрой на фортепиано, теорией музыки и изучением музыкальной литературы я должен был заниматься по 2-3 часа в день, что ограничивало то время, когда я мог быть обычным мальчишкой.
РГ: В каком возрасте вы начали сочинять музыку?
Найман: Мой педагог обучал меня всему, кроме сочинения музыки, так что я начал сочинять музыку сам, испытывая внутреннюю потребность стать композитором. Я начал сочинять как самоучка в возрасте 10 - 11 или 12 лет, и это было зовом моей души.
РГ: А сейчас вы сочиняете музыку за фортепиано или за компьютером?
Найман: Последние 30 лет я сочиняю преимущественно так: пишу основные темы на фортепиано, затем записываю их от руки карандашом на нотной бумаге. Последние несколько лет я также сочиняю при помощи компьютера, иногда использую миди-клавиатуру, подключенную к компьютеру. Я исполняю написанную музыку как пианист, а затем прослушиваю. В основном же я все сочиняю, непосредственно сидя за фортепиано. Я не так много времени уделяю так называемому теоретическому сочинительству. Часто меняю и развиваю написанное. Скорее я сочинитель-практик.
РГ: Можно ли узнать историю появления группы Michael Nyman Band?
Найман: В моей композиторской жизни было три основных периода. Первые два - композитор-школьник и композитор-студент Королевской музыкальной академии (1961-1964). Потом, будучи музыкальным критиком, с 1964 до 1976 год, я не писал музыки. А в 1976-м я случайно снова стал сочинять, поскольку мне предложили аранжировать музыку венецианских гондольеров XVIII века, исполнявшуюся в национальном театре. Эта музыка использовалась и для постановки "Иль Кампьелло" Гольдони, сделанной Биллом Брайденом, которая открыла сезон 1976 года в Театре Оливье.
В связи с созданием этих аранжировок я создал потрясающий маленький музыкальный ансамбль (Campiello Band), который мне так понравился, что я решил организовывать концерты и, понимая, что нужен материал для исполнения на концертах, я вновь взялся за написание музыки, чего не делал уже 12-13 лет. И вот группа Campiello Band постепенно переродилась в Michael Nyman Band. Сегодняшний ее состав - струнный квартет и группа медных духовых.
РГ: Когда же возникло определение "музыкальный минимализм"?
Найман: Минимализм существовал и до меня. Думаю, я был первым, кто идентифицировал его как некий подход к музыке, школу. В октябре 1968-го, сорок лет назад, я определил этот подход как минималистический. Зная о существовании этого направления в искусстве, я первый соединил понятия музыки и минимализма. Я по-прежнему пишу музыку в стиле минимализма в более широком смысле этого слова.
РГ: Какие виды искусства, кроме музыки, вам еще близки?
Найман: Я увлекаюсь фотографией и видеосъемкой. В Италии в июне опубликовали альбом моих фотографий Sublime ("Возвышенное, высокое"), и я захвачу с собой пару альбомов, когда поеду в Москву. В альбоме около 2000 фотографий. И когда я приеду в Москву и в Санкт-Петербург, мне будет очень интересно глубже узнать искусство в России. Думаю, это самое волнующее искусство в мире. Я снял два видеофильма, один из них - моя гордость - снят в Москве 10 лет назад. Я никогда не был художником, но я создаю видеофильмы, и мне нравится писать музыку к ним.
РГ: Что помогает вам справляться с жизненными трудностями?
Найман: Сочинение музыки - основное дело моей жизни, которым я поглощен. Поскольку написание классической музыки требует строгой дисциплины и высокой точности, скрупулезности и не терпит спешки и стресса, то для меня это весьма умиротворяющий, можно сказать, медитативный процесс, и это помогает мне в жизни. Написание музыки приносит мне огромное наслаждение.
РГ: Какой будет концертная программа на этот раз?
Найман: В программе два крупных цикла: Mozart 252 и I Sonetti lussuriosi. Альбом "Моцарт 252" был создан в ознаменование празднования 250-летия со дня рождения Моцарта в 2006 году, но мне показалось более уместным пропустить два года и таким образом назвать его "Моцарт 252". Он мог называться также и "Моцарт 30", поскольку прошло 30 лет с тех пор, как состоялся первый концерт группы Campiello Band в фойе национального театра.
"Моцарт 252" состоит из двух частей, каждая из которых создана под влиянием музыки Моцарта, - это и саундтрек к фильму "Отсчет утопленников" Питера Гринуэя (1988), и песни и дуэты из телефильма "Письма, загадки и записи" (1991), выпущенного к 200-летию со дня смерти Моцарта совместно с режиссером Джереми Ньюсоном в рамках серии "Не Моцарт", создававшейся для BBC. "Письма, загадки и записи" в целом опираются на тексты писем Моцарта, а партитура "Отсчет утопленников" полностью выведена согласно четким инструкциям Гринуэя.
Вокальный цикл I Sonetti Lussuriosi (сейчас известных как 8 Lust Songs / 8 Вожделенных песен) на стихи запрещенного в эпоху Возрождения поэта-сатирика Пьетро Аретино (1492-1556) состоит из коротких сценок-диалогов эротического содержания, возникающих между различными персонажами. Я решил, что и мужскую и женскую партии будет исполнять лишь одна актриса - Мари Энджел (Marie Angel). Это решение было ключевым в моем стремлении драматизировать и создавать как можно больше разных образов.