История утраты и обретения "Каменного ангела" Марины Цветаевой - часть той атмосферы, в которой существует прозрачный, исполненный барочной красоты и духовной сосредоточенности спектакль Игоря Яцко в "Школе драматического искусства".
Цветаева написала пьесу в 1919 году - году своей влюбленности в Вахтанговскую студию и ее актрису Сонечку Голлидэй. Ей были посвящены ее пьесы "Фортуна", "Приключение", "Феникс", чья сценическая судьба оказалась более счастливой, ей же - и пропавший "Каменный ангел", обретенный лишь в 1964 году, когда вернувшаяся из лагерей Ариадна Эфрон стала разбирать материнский архив. Опубликованная лишь в 80-е годы эта пьеса долго не привлекала внимание театров, несмотря на то что интерес к цветаевским пьесам лишь разгорался.
В портфеле же "Школы драматического искусства" пьеса лежала давно. Ученик Анатолия Васильева и режиссер нынешнего спектакля Игорь Яцко убежден, что этот интерес был не случаен. И в самом деле: долгие годы исследований пушкинских поэтических текстов, освоение традиций священного театра, связанного со средневековьем, позволили раскрыть вновь обретенную пьесу Цветаевой как маленький шедевр метафизического искусства.
Колодец зала "Глобус", в котором играется на Сретенке "Каменный ангел", стал для него идеальной архитектурной средой. Ведь все действие цветаевской пьесы происходит у колодца со статуей каменного ангела. Туда стекаются женщины рассказать о своей несчастной любви. Но лишь одна, Аврора - о счастливой: она влюблена в самого Ангела, решительно отвергая реальных женихов. Яцко и художник спектакля Игорь Попов (это он когда-то должен был воздвигнуть на башне "Глобуса" скульптуру каменного ангела) строят спектакль как воспоминание об устройстве священного театра, разделенного вертикально на три уровня, всегда имеющего свой "рай" вверху, "ад" - внизу и пространство земной жизни - посредине. Не случайно поэтому скульптура ангела взмывает вверх и висит там на протяжении всего спектакля, и откуда-то сверху, с балкона, слышны прекрасные звуки органа, лютни и колоколов (всю эту виртуозную аутентичную звуковую среду создал музыкант Петр Айду).
Но спектакль "Каменный ангел" был бы исключительно эстетским зрелищем для гурманов, не будь в нем записана память о самой страстной, разорванной между "адом" и "раем" жизни Марины Цветаевой. В главном мотиве ее пьесы - мотиве наваждения, обмана, зачарованности красотой - есть отсветы ее духовных борений. И еще один уровень "воспоминаний" входит в сценический образ этого "Ангела": в нем с потрясающей очевидностью открываются рифмы к пушкинскому "Каменному гостю" (тексту, столь много значившему и в судьбе Анатолия Васильева; не случайно именно он стал последней постановкой мастера в "Школе драматического искусства"). Точно так же, как донна Анна у Пушкина, Аврора у Цветаевой принимает темное начало за светлое: распутного языческого Амура, сына темной ведьмы Венеры (ее мощно, мастерски играет Людмила Дребнёва), - за Ангела, и в его зачарованном царстве проводит годы. Когда же наступает время исправить ошибку, сверху спускается самый настоящий Ангел (Евгений Поляков) в белых одеяниях (костюмы, придуманные Вадимом Андреевым, полные рафинированной, барочной роскоши, отсылают одновременно к Средневековью и куртуазному XVIII веку) и уносит свою невесту в рай.
Юная актриса "Школы драматического искусства" Ольга Бондарева (Аврора) несет в своей игре и преданность школе, и подвижную, очень современного свойства эмоциональность. Та особая, резкая, почти скандирующая манера чтения стихов, которая была разработана в пушкинском цикле театра, точно ложится на цветаевский поэтический строй, на ее бьющуюся в разнообразных ритмах речь.
Все вместе становится тем новым, полным нежданных откровений и созерцательной радости мистериальным театром, который страстно создавал Анатолий Васильев и который с честью продолжает его ученик Игорь Яцко.