23.10.2008 02:00
Поделиться

Восемь заповедей безопасности на ночных дорогах

Наступила астрономическая осень.

Световой день стремительно сокращается. Готовы ли вы к ночным поездкам?

Милицейская статистика говорит: каждая четвертая авария происходит после захода солнца. Самое опасное время осенью и зимой - с 19.00 до 21.00. Именно в эти три часа, когда только-только наступила темнота, и происходит 25 процентов аварий.

Мне довелось беседовать со многими водителями, чья профессия предполагает ночную езду. Результаты бесед я объединил в несколько заповедей, которые лучше соблюдать, чем нет. Они не так уж и сложны.

1 С заходом солнца резко снижаются возможности нашего зрения: способность оценивать расстояние и скорость, угол обзора, контрастность "картинки"... Даже пешеход, передвигающийся со скоростью 4-5 км/час, вынужден ступать в темноте с предельной осторожностью. Тем более не стоит расслабляться водителю-полуночнику. И потому первая и самая главная заповедь для него: не гони!

2 Накануне длительной ночной поездки важно проверить и при необходимости получше отрегулировать фары. Это нетрудно сделать самому, практически на всех современных автомобилях под капотом предусмотрен специальный регулировочный винт. В крайнем случае заскочите в ближайший автосервис - регулировка стоит сущие копейки. При этом мастеру следует сообщить, сколько пассажиров будут ехать на заднем сиденье и какой груз планируется положить в багажник - ибо, чем сильнее отягощен задок, тем ниже должны светить фары на пустом автомобиле.

3 Не слепите дальним светом не только встречных водителей (что очевидно и запрещено Правилами дорожного движения), но и попутных. А это случается, поскольку не все автовладельцы знают, что зеркала заднего вида в салоне снабжены специальным рычажком, переключающим зеркало в режим затемнения. Поэтому, пожалуйста, выключайте дальний свет на ближний, приближаясь к заднему бамперу впереди идущей машины.

То же, если вас обогнали. Ведь адаптация зрачка при внезапном переходе со света в темноту и наоборот происходит не мгновенно, а длится почти полминуты.

4 Протирайте перед дорогой лобовое стекло. Даже легкий налет грязи на ветровом стекле (а на внутренней его поверхности - никотина или пыли), ухудшают видимость, а потому чреваты ночью серьезными последствиями. Даже масляные разводы на стекле, абсолютно невидимые днем, ночью рассеивают свет встречных фар в ослепляющие "туманности".

5 Не экономьте на лампочках и не жалейте света. Фары лучше включить не дожидаясь наступления полной темноты, ночи, то есть еще в ранних сумерках. А в дождь или пасмурную погоду свет вообще лучше не выключать. Даже днем. Незаметный, неосвещенный автомобиль опасен для всех.

6 Опасайтесь встречных машин. Даже если они идут с ближним светом и фары у них отрегулированы, вы все равно на несколько секунд "слепнете". На скорости 60 км/час автомобиль проедет за эти секунды пару десятков метров вслепую. Советуем в момент разъезда держать ногу на педали тормоза, а глаза прищуривать. И когда увидите свет приближающихся фар, постарайтесь отвести взгляд немного вправо.

7 Иногда дорога напоминает американские горки. Будьте осторожны, когда вы внизу, а сверху вылетает на гребень встpечный автомобиль. Его фары ударят по вашему зрению и ослепят даже ближним светом.

Учитывайте, что и вы соответственно в аналогичной ситуации слепите встречных водителей.

8 Держите дистанцию. Учтите, что в темноте расстояние до объекта кажется больше, чем есть на самом деле, поэтому выбирайте большее расстояние, чем днем. Хороший ориентир - номер впереди идущей машины: если вы четко можете его прочитать, дистанция мала, сбавьте скорость.

Справка "РГ"

Как по закону

Напомним, что правила пользования внешними световыми приборами регламентирует глава 19 ПДД, в которой, в частности, записано:

- В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари; на прицепах и буксируемых механических транспортных сред ствах - габаритные огни.

- Дальний свет должен быть переключен на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.

- При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Компетентно

С лимоном за щекой

Андрей Федоров, водитель-дальнобойщик одного из московских автопредприятий:

- Мы обычные люди и стараемся набрать суточный километраж в дневных перегонах. Однако всякое случается, и ночные рейсы - не такая большая редкость. Поэтому каждый из моих коллег держит про запас несколько надежных приемов, как сохранить бодрость духа и остроту зрения до конца ночного рейса. У каждого они свои. Вот, например, такие.

Сон за рулем приходит незаметно. Образ бегущей впереди дороги остается в голове, даже когда вы уже закрыли глаза. Вы вроде бы управляете автомобилем, а на самом деле уже летите в кювет. Поэтому:

- в дальней ночной поездке очень полезно периодически класть под язык ломтик лимона. Кислота неплохо обостряет зрение и не дает уснуть. Можно грызть сухари - тоже помогает;

- очень эффективное средство против засыпания - не спешить при малейших позывах облегчать, извините, мочевой пузырь. Даже малейшее желание сходить в туалет не даст заснуть. Проверено!

- очень утомляет ярко освещенная приборная панель. Если отсутствует соответствующий регулятор - просто заклейте панель затемняющей пленкой или занавесьте тряпкой;

- в дополнение к ближнему свету включить противотуманки;

- негласный кодекс дороги гласит: не жди, когда встречный просигналит, мол, перейди на ближний - слепишь, делайте это своевременно;

- при обгоне помигайте обгоняемому дальним светом, но окончательно переключайтесь на дальний, лишь когда поравняетесь с обгоняемым.

- скорость советую держать такую, чтобы при экстренном торможении остановиться в пределах прямой видимости, то есть в границах дороги, освещенной вашими фарами. Для разных автомобилей эти границы будут разными.