Его называют городским сумасшедшим. Выйдя на пенсию, человек вроде бы должен остепениться. А Гвоздев из года в год отправляется один в свои кругосветки.
И шутит: мол, катаюсь по морям-океанам, как на общественном транспорте, по льготному пенсионному удостоверению. Спонсоров у него нет. Правда, Гвоздев - бывший моряк, не один год отработавший на Каспии. Корреспондент "РГ" встретился с ним перед его выходом в третью кругосветку.
Спас "Калашников"
Российская газета: Евгений Александрович, как родилась идея?
Евгений Гвоздев: На яхте "Лена" я вышел в море в декабре 1992-го из Новороссийска. Четыре года меня носило по морям-океанам. Яхту эту впервые увидел на ЦТ в программе "Поле чудес", ее там выставили как приз. И вдруг подумал: а что если на ней перейти, к примеру, через Атлантику? На удивление, мне предоставили этот прогулочный швертбот в распоряжение.
РГ: Что было самым трудным в том плавании?
Гвоздев: Мне не повезло чуть ли не с первой мили: шел из Греции на Италию, когда ночью начался шторм. Думаю, вернусь и стану на якорь. И промахнулся: вместо греческой территории попал на албанскую. Пограничники осмотрели яхту и забрали деньги. Больше никуда не заходил, шел берегом.
До Лас-Пальмаса добрался, потеряв 22 кило и приобретя авитаминоз. Хорошо, в порту оказалось много судов с нашими моряками. Они принесли бананов, яблок, апельсинов, овощей. Один теплоход взял на довольствие, а судовой врач вылечил от цинги.
РГ: Грабили вас еще где-нибудь?
Гвоздев: Скорее, наоборот. Когда пошел через Атлантику, то первым человеком, который меня встретил в порту Бриджтаун (Барбадос), был член местного яхт-клуба Норман Фери. От скуки он разглядывал в бинокль горизонт, увидел яхту с российским флагом и тут же приплыл на маленькой шлюпке знакомиться. Местные портовые власти за оформление документов потребовали 25 долларов. Представляете, их тут же собрали тамошние яхтсмены. Из всех чиновников, которые встретились мне за годы плаваний в разных странах, процентов 70 - нормальные люди, остальные 30 норовят поправить свое благополучие за чужой счет. И разговаривать приходится, либо позолотив ручку, либо брать измором.
Поскольку я решил, что на всю эту ненасытную толпу пенсии все равно не хватит, пришел к выводу: никогда не спешить вытаскивать из кармана кошелек. И такая тактика обычно срабатывает.
РГ: А как вы до Австралии умудрились добраться?
Гвоздев: После Атлантики мой путь лежал через Панамский канал. Доплыл до Сан-Хуана (острова в Пуэрто-Рико). Прибыл удачно: как раз отмечали 500 лет со дня открытия Колумбом Америки. Земляки организовали Общество друзей Евгения Гвоздева. Потом - Тихий океан, Австралия. Задержался на полгода в Брисбене - будто домой попал: русские клуб, центр, школа, храмы православные. Все по-русски говорят. После Австралии пошел в Индийский океан.
РГ: С пиратами в тех широтах пришлось встречаться?
Гвоздев: В Африке в шторм попал к сомалийским разбойникам. Тот день я хорошо запомнил. 5 августа на рыбацкой лодке подошли к "Лене" несколько сомалийцев и, выяснив, что я один, попытались выкинуть в океан.
Спас какой-то араб, прикрыв от автомата. Он же уговорил меня взять паспорт и поплыть на лодке к берегу, якобы в деревню. Но спаситель сам оказался разбойником. Ко мне подошли еще 12 человек, у каждого - по "Калашникову". Пока объяснял, кто я и откуда, лодка вернулась на "Лену" и яхта была ограблена начисто. Забрали не только деньги, но и двухмесячный запас продовольствия, практически все вещи. Даже ватные брюки 60-го размера и ключи от квартиры.
РГ: И как удалось спастись?
Гвоздев: Решил взять их спокойствием. Ну, говорю, не можете вы расстрелять русского из автомата Калашникова. В Новой Каледонии две русские женщины подарили аптечку. Бандиты ею заинтересовались: что от чего. Пришлось превратиться в доктора Айболита и консультировать туземцев. Наверное, это на них подействовало, а может, просто пожалели патроны. Потом было Красное море, Суэцкий канал, Кипр, Греция. Через Стамбул в 1996 году вернулся в Новороссийск.
Второй поход
РГ: Чем отличалась вторая яхта от первой?
Гвоздев: Вторую построил собственными руками на балконе. 3,7 метра - ее длина, а первая была 5,5 метра.
РГ: Почему такая маленькая?
Гвоздев: Какой балкон, такая и яхта. И вот вторую кругосветку решил совершить через Магелланов пролив. В Аргентине один парень сбегал в магазин товаров для яхт: "Там какой-то русский псих на прогулочной лодке хочет через Магелланов пролив пройти". Пришел владелец магазина: правда ли? В итоге через 15 минут я получил новый мотор и канистру масла в подарок. С этим мотором и преодолевал Магелланов пролив. После этого начал себя уважать как судоводителя.
РГ: Соотечественники за границей помогали вам часто. А такую помощь, как от аргентинцев, еще где-то получали?
Гвоздев: Во втором путешествии однажды сломался руль. Пока соображал, как исправить, на берег выбросило. Шесть часов в воде пробыл, чтобы яхту не разбило. Сжег всю пиротехнику. Наконец подошли два рыбацких мотобота из Массау и отремонтировали лодку. Дальше маршрут пролегал через Суэцкий канал, затем - Стамбул. На моторке подошли двое турецких ребят, узнали, что совершаю плавание в одиночку. Позвонили местному крупному начальнику, он пригласил к себе: "Как с продуктами?"
Вернувшись на яхту, обнаружил, что продукты уже доставлены. В знак признательности рядом с российским я повесил и турецкий флаг.
РГ: Приходилось, наверное, и политиком быть?
Гвоздев: Во втором путешествии встретился с тем же турецким начальником. Чем отблагодарить? Предложил позвать журналистов. Когда те приехали, я демонстративно перед камерой снял турецкий флаг со своей яхты и сказал: "Этот флаг мне подарил Джахид в 1996 году. Это единственный турецкий флаг, который прошел на российской яхте вокруг света". И попросил навести объектив камеры на своего друга. Съемку показали по ТВ. Он был очень доволен.
РГ: Что берете с собой для удачи?
Гвоздев: Вот эта кастрюля идет уже в третью кругосветку, в ней кашу варю. Это вещь для души. Хотя сейчас в ней уже нет надобности. Ведь можно взять хлопья из круп, которые заварил кипятком и ешь. Вообще сейчас яхта перегружена. Есть фотоаппарат, ружье для подводной охоты. Еще беру заветную бутылочку со спиртом, подаренную одним клубом капитанов. Вещь очень необходимая в дороге. Для дезинфекции, понятно.
Как мылся?
В долгом плавании на небольшой яхте с ограниченными запасами пресной воды умывание, стирка белья и баня - серьезная проблема, и решать ее (частично) приходилось на берегу. По дешевке покупал шампунь, стиральный порошок, одеколон, спирт, бумажные и марлевые одноразовые салфетки, вату, дезинфицирующие средства и прочее. Сразу после выхода в океан на яхте устраивал генеральную уборку и дезинфекцию.
Когда выпадают дожди, можно искупаться, постирать белье и собрать водички про запас, но... На переходе от Чили до Таити за три месяца с небес не упало ни капли. Пришлось мыться морской водой, вытираться полотенцем и в заключение "ополаскиваться" ватным (марлевым) тампоном, смоченным одеколоном или спиртом, еще на берегу разбавленным водой. На солнце, на ветру, от океанской воды и пропитанных солью веревок через месяц кожа на руках начала трескаться, и пришлось ежедневно по 10-15 мл драгоценной влаги тратить на них.
Относительно обуви: в зависимости от времени года, района плавания и погоды на палубу выходил в носках, кедах или резиновых сапогах. Главное, чтобы было удобно, тепло, не скользко и чтобы при падении за борт "лапти" слетали с ног сами.
Что ел?
Рацион на день: крупы, макароны и картофельное пюре; печенье и сухари; молоко сгущенное (порошковое), сливочное и растительное масло; сахар, конфеты; зеленый горошек, фасоль, бобы, огурчики (консервированные); консервы фруктовые, сухофрукты; чай, кофе, соль, лук, чеснок, приправы, поливитамины - всего по 100 граммов.
Рыбу сырую, вяленую и уху из нее ел ежедневно. Если перед выходом в плавание обзавестись комплектом рыболовных принадлежностей (крючки, лески, поводки, наживка, гарпун, ружье для подводной охоты, да и сетка не помешает), то свежей рыбой можно будет объедаться, пока не надоест.
Как вести себя на яхте в сильный шторм?
В открытом море я убирал паруса, становился на плавучий якорь и... "отдыхал". Перед выходом все предметы (якоря, канистры с водой, продукты питания и прочее) были уложены и закреплены так, чтобы при перевороте яхты они не могли сместиться с места.
В шторм, без парусов, без мотора, да еще на плавучем якоре яхта лишена возможности маневрировать, и, чтобы ночью не угодить под форштевень проходящего судна, приходилось держать в постоянной готовности сигнальные ракеты и чаще осматривать горизонт.