Начата отливка гигантского монумента, посвященного 425-летию присоединения Сибири к России. Этот проект буквально расколол сообщество новосибирских художников: они по-разному представляют и вид этого сооружения, и будущий облик сибирской столицы. Вместе с ними в ситуации разбиралась корреспондент "РГ".
- Вы посмотрите, на что становится похож Новосибирск! Исчезает облик города, созданного известным архитектором Андреем Крячковым, - говорит директор музея истории архитектуры Татьяна Тарновская, показывая фотографию новостроек, нелепо налепленных друг на друга.
Кстати, каплей, переполнившей чашу терпения членов Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" (ВТОО), стал памятник именно Андрею Крячкову. Монумент появился в центре города - на площади имени Свердлова.
- Как теперь гостям и молодежи объяснить, что бронзовый человек, стоящий на площади, вблизи администрации области, не Свердлов, - продолжает Тарновская. - К тому же, образ тонкого, одухотворенного ученого и интеллигента, каким все знали Андрея Крячкова, изменен до неузнаваемости. Мы получили еще один монумент вождю.
Ее, как и многих новосибирских художников, удивляет даже не место, выбранное для памятника (он установлен рядом со знаменитым 100-квартирным домом, архитектором которого является Крячков) и не соблюдение исторической правды, а то, каким образом подобный монумент появился. Председатель Новосибирского отделения ВТОО "Союз художников России" Вадим Иванкин иначе, чем "порочными и беспринципными", не может назвать проводимые муниципалитетом конкурсы на архитектурно-скульптурное оформление улиц и площадей города. По его словам, представителей регионального отделения Союза в жюри не приглашают. Не проводится и широкое общественное обсуждение проектов будущих памятников.
- Все жюри работает на Арама Григоряна, возглавляющего общественную организацию "Новосибирский союз художников России" (с 2003 года в Новосибирске существует две юридические организации, объединяющие художников. - Прим. "РГ".), - заявил Иванкин.
Кстати, соавтором монумента стал главный художник города Юрий Бурика, возглавляющий конкурсную комиссию:
- Я всегда призывал и призываю граждан к творческой активности. Приносите свои проекты, все будем рассматривать. В конкурсе на лучший памятник архитектору Андрею Крячкову победило классическое направление, использованное скульптором Арамом Григоряном. Победитель конкурса предложил архитектору Геннадию Арбатскому вместе поработать над художественным решением. Но они не нашли общего языка, и Григорян обратился ко мне с просьбой выступить в качестве архитектора. То, что памятник некоторые считают не совсем удачным, - это их право.
Другим наглядным примером нелепости, появившейся в центре городе, члены регионального отделения называют памятник "Сибирские просторы": четыре черных соболя держат крышу театра оперы и балета - символа Новосибирска. Кстати, это сооружение задумывалось как фонтан, и выполнено творческим коллективом во главе с Юрием Бурика.
- Памятники - это страшно ответственно. Это не картина, которую можно перевесить или снять с экспозиции. Автор выступает от имени нынешнего поколения и делает посыл поколениям будущим. Памятники должны быть оригинальными, неповторимыми, образными, - считает автор мемориального ансамбля "Подвиг сибиряков в Великую Отечественную войну", заслуженный деятель искусств, профессор и почетный житель Новосибирска Александр Чернобровцев.
С ним согласен профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) Евгений Лукин:
- Нельзя такие вещи делать на скорую руку и за уши проталкивать сомнительные идеи.
Он и другие члены "Союз художников России" обеспокоены тем, что в Улан-Удэ уже отливается памятник высотой с пятиэтажный дом, посвященный 425-летию присоединения Сибири к России, воздвигнуть который собираются на новосибирской площади имени Калинина. Автор монумента - все тот же Арам Григорян.
- Проект называется "Девочка на шаре". Шар похож на расколотый арбуз, ноги девочки воткнуты в него, словно палочки эскимо, а вместо рук - кляксы. Какое все это имеет отношение к Сибири, и как это произведение могла одобрить конкурсная комиссия мэрии? - недоумевает профессор НГАХА, заслуженный художник России Михаил Омбыш-Кузнецов.
… Как будет выглядеть Новосибирск сегодня, завтра и послезавтра? В Новосибирском отделении всероссийской организации "Союз художников России" считают, что отвечать на этот вопрос должны и муниципальная власть, и все профессиональные творческие объединения, и общественность города. Для этого конкурсы на создание памятников, архитектурно-ландшафтных решений должны быть прозрачными, а обсуждение проектов - открытыми и доступными.
Юрий Бурика, главный художник Новосибирска:
- Мы сделали так, что в состав жюри входит равное количество представителей от обоих Союзов художников. Что касается памятника "Девочка на шаре", то Арам Григорян должен был учесть все наши замечания и представить промежуточную модель. Пока мы ждали решения по финансированию памятника, автор по своей инициативе уже начал отливать фигуру на заводе в Улан-Удэ. Скоро туда поедет делегация и посмотрит, что сделано и учтены ли пожелания комиссии. Фундамент под этот монумент мы с главным архитектором Новосибирска Валерием Арбатским спроектировали совместно.
Важно, что монументы в городе в принципе начали появляться. Нужно, чтобы к этому процессу, подключились все творческие люди. Работа всем найдется.