15 ноября в Вашингтоне состоится экстренная встреча лидеров двадцати развитых и развивающихся стран. Один из вопросов в повестке дня: национализация и введение госрегулирования на рынках в качестве антикризисной меры. Впрочем, для Аргентины могут потребоваться еще более сильные лекарства. Страна оказалась на пороге банкротства и в ближайшее время готова объявить дефолт.
Тем не менее США будут настаивать на необходимости сохранения в мире "открытой конкурентной экономики", на дальнейшей "либерализации торговли и инвестиций", подчеркнула вчера на пресс-конференции пресс-секретарь президента США Дана Перино. По ее словам, США видят в саммите "важную благоприятную возможность для лидеров укрепить основы капитализма". По сути это, разумеется, означает некое предвосхищение итогов ноябрьской встречи в верхах. Но ни Перино, ни ее заместитель по экономическим вопросам Тони Фратто, устроивший отдельный брифинг для иностранных журналистов, прямо этого не признавали. Напротив, они заверяли, что Вашингтон как организатор саммита "будет открыт" для любых идей и тем, которые могут быть предложены участниками.
Предполагается ли принять по итогам форума какие-либо документы и какие именно, представители Белого дома не уточняли. Впрочем, заведомо известно, что вдаваться в подробности, или, как выразился Фратто, "передоговариваться об условиях "Базель-2", мировым лидерам не придется. Общая задача саммита, как ее видит Перино, сводится к тому, чтобы "выявить причины" возникшего кризиса; "обсудить достигнутый прогресс" в общей согласованной борьбе с ним, которую президент США "хочет продолжать"; определить "принципы реформирования" мировой финансовой системы.
"Наращивать мясо на эти кости", по словам пресс-секретаря Белого дома, должны будут в дальнейшем рабочие группы на экспертном уровне. Перино подчеркивала, что конкретные пути решения общих задач каждая страна будет определять для себя самостоятельно. Инициатива по созыву чрезвычайной антикризисной встречи в верхах - вынужденная мера для США, стоящих на пороге экономического спада, если не затяжной депрессии. Перино об этом спрашивали, но она ответила, что экономическое прогнозирование не ее специальность. При этом она, правда, признала, что США "ждут тяжелые времена" и что на будущей неделе ожидается "очень неприятная оценка по ВВП".
Напомним, что инициатива созыва мирового антикризисного саммита принадлежит французскому президенту Николя Саркози. По его мнению, в чрезвычайной встрече должны принять участие не только лидеры стран "большой восьмерки", в которую входит Россия, но и ведущие развивающиеся страны. На данном этапе развития именно им отведена роль локомотива мировой экономики. Поэтому, считает Саркози, принимать какие-либо глобальные решения без их участия уже невозможно. На страны "двадцатки", напомнил он, приходятся 85 процентов мирового ВВП, 80 процентов мировой торговли и две трети населения планеты.
Аргентина в конце 90-х годов была фактически доведена до банкротства, следуя советам МВФ, сегодня уже из-за последствий финансового кризиса опять оказалась на краю пропасти.
Даже богатейшие Объединенные Арабские Эмираты вынуждены предпринимать шаги по спасению своей финансовой системы, накачивая ликвидностью банки, которая вынимается из национального резервного фонда.
Вполне вероятно, что главы минфинов и лидеры двадцати государств все-таки сумеют выработать макет этой самой архитектуры, хотя, как выясняется, противников много.
Саркози, взявший на себя ответственность за констатацию окончания эпохи свободного рынка, заявил, что мировые державы должны привести глобальную финансовую систему к "новому Бреттон-Вуду", искоренив пороки современного капитализма с его ориентацией на максимализацию краткосрочной прибыли. Причем, считает он, делать это надо быстро. Свободный, а вернее, бесконтрольный рынок привел к тяжелым финансовым последствиям в большинстве стран мира. Правда, большинство экспертов с опаской относятся к идеям радикального реформирования.
Однако в планах министров финансов стоит вопрос и о мировой резервной валюте. За последние два месяца лидеры стран Евросоюза не раз отмечали, что мир не может более становиться заложником одной валюты, которую приходится сегодня поддерживать за свой собственный счет. Некоторые страны уже убирают доллар из своих расчетов. К примеру, Венесуэла и Аргентина уже перешли на расчеты в реалах и песо. Иран уже около года продает нефть Японии за иену. Понятно, что реальной альтернативы доллару пока нет. Евро еще не может претендовать на эту роль, равно как и персидский золотой динар, который появится в безналичных расчетах уже в следующем году. Тем не менее "новый Бреттон-Вуд", на появлении которого настаивает Саркози, предполагает в первую очередь именно изменение мировой валютной политики.
Справка "РГ"
Идея создания "Группы двадцати" обусловлена принятым на встрече лидеров "семерки" в Кельне в июне 1999 года. Было решено в рамках Бреттон-Вудского соглашения установить систему неформального механизма для диалога по ключевым вопросам экономической политики.
В состав "Группы двадцати" входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Япония, а также Европейский союз (ЕС) и представители МВФ и Всемирного банка.