Первое Послание главы государства парламенту - особенное. Его всегда будут воспринимать как некую программу, задающую стилистику и смысловое наполнение всего предстоящего президентского срока.
И в этом смысле Дмитрий Медведев ожиданий не обманул. В его Послании соблюдены все законы жанра - от тональности на будущую четырехлетку до предстоящих реформ. Впрочем, реформ "на квадратный сантиметр" текста оказалось даже слишком много.
Так или иначе, но в своем Послании Дмитрий Медведев уделил внимание практически всем сферам жизни в России. И говорил он о них с точки зрения преобразований. И экономика, переживающая сейчас не самые лучшие времена, и социалка, и военная сфера, и суды, и выделенное в отдельную главу школьное образование, и международные институты, - все эти темы звучали в связке с реформами, которые им требуются. Даже "американская", может, слишком большая по размерам составляющая Послания, заключающаяся в оценке политики США, которая отражается и на России самым непосредственным образом как в ситуации с Южной Осетией, так и в связи с мировым финансовым кризисом, косвенным образом предполагала нечто вроде реформирования. Реформирования мировых финансовых институтов и урезания американских амбиций как на Кавказе, так и в других регионах. Наши ответы на эти международные вызовы так же были детально обозначены, вплоть до баз, на которые и возлагаются большие надежды по сдерживанию ощущаемой российской властью американской агрессии.
Безусловно, каждая из этих тем заслуживает отдельного анализа. Но, пожалуй, самым интересным и несколько неожиданным разделом Послания стала его политическая часть, вернее, политическая реформа, которую фактически провозгласил Дмитрий Медведев. У новой России - история не такая длинная. Три президента - это, конечно, еще не статистика. Но каждый из них начинал свой срок именно с политической реформы. Справедливости ради надо отметить, что от президента к президенту революционности в преобразованиях несколько убавляется - не от того, что президенты становятся менее склонными к резким движениям. Просто задачи у них - в соответствии с теми временами, в которые они живут. Борису Ельцину досталось "переделывать" страну. Владимиру Путину, по его же оценке, - собирать. Дмитрию Медведеву - видимо, совершенствовать. И совершенствовать под знаком столыпинских приоритетов в виде гражданина, а не гражданственности, которые даже в медведевском окружении считают весьма спорными.
Как это будет выглядеть на практике, Дмитрий Медведев изложил в десяти пунктах. Самым сенсационным из них стал тот, что касается увеличения сроков президентского правления до 6 лет и думского цикла до 5. Конституционной реформы для этого не требуется, особо подчеркнул Медведев. Референдума тоже, пояснили уже после Послания в Кремле.
О необходимости развести во времени две кампании - думскую и президентскую - говорили неоднократно. И в этом сходились практически все, расходились в методах и сроках осуществления. Одни считали и считают, что 4 года для Президента России - не срок. Осуществить задуманное за это время достаточно трудно. А на второй срок, если вдруг в стране возникают сложности, не всегда можно избраться. Другие, даже в целом соглашаясь с такой логикой и с тем, что с президентской четырехлеткой, закрепленной в Конституции, в свое время несколько погорячились, были уверены, что Конституцию, за создание которой Дмитрий Медведев в своем Послании поблагодарил всех, имевших к этому отношение, трогать нельзя ни в коем случае. Третьи считали сроки правления лишь деталью, из разряда "незаметных" поправок сродни тем, что вносятся в случае образования нового субъекта Федерации.
Так или иначе, но вчера Дмитрий Медведев предложил такие поправки внести. Скорее всего, не для себя и нынешнего состава Думы - обычно такого рода изменения не распространяются на тех, кто их затеял. Хотя в окружении Медведева есть и такие, кто не исключает, что такое возможно. Однако в Кремле сразу опровергли версию, что подобное нововведение потребует как президентских, так и парламентских досрочных выборов.
Закон о референдуме, который завязан на выборы федерального уровня, в связи с поправками в Конституцию, по словам источников "РГ", также правиться не будет. Еще несколько лет назад вокруг этого закона кипели нешуточные страсти. Желание провести референдум, которым особенно грешили коммунисты, было головной болью Кремля конца 90-х - начала 2000-х. Проблема отпала сама собой, когда был принят запрет на проведение референдумов за год до и в течение года после федеральных выборов. Теперь же в связи с "плавающим" графиком думских выборов по отношению к президентским, такой запрет может длиться четыре года кряду. Но пока эту ситуацию исправлять не собираются.
Другим немаловажным нововведением, озвученным вчера Дмитрием Медведевым, стало предполагаемое изменение порядка формирования Совета Федерации. (Кстати, ровно с этого же начинал в 2000-м Владимир Путин). Президент предложил отменить ценз оседлости и назначать сенаторов только из числа региональных депутатов, пусть и муниципального уровня. "Конечно, для олигарха не проблема избраться в какой-нибудь муниципалитет", - говорят источники. Но тем не менее, по их логике, это все равно станет для них своего рода политической школой, которая потом поможет работать уже на государственном уровне. Для нынешнего же состава Совета Федерации предусмотрят переходный период, скорее всего в два года. И, по всей видимости, трудоустроят, ведь о кадровом потенциале Дмитрий Медведев также упомянул в своем Послании.
Немаловажным новшеством станет и то, что партии, набравшие более 5 процентов на выборах, но не дотянувшие до 7, получат свое представительство в зак собраниях или Думе. Как объяснили источники, логика здесь была следующая. Порядка 5 миллионов россиян (о чем в Послании говорил Медведев) не получили своего представительства в Думе. А это фактически размер одномандатного округа, когда такие еще существовали. Поэтому 1-2 человека от не прошедшей, но набравшей пять процентов партии получат право на работу в законодательных органах. "Считайте, что таким образом снижается барьер до 5 процентов", - пошутил источник. Хотя практика последних выборов в принципе показала, что либо партии набирают много больше необходимых ныне 7 процентов, либо гораздо меньше. По крайней мере, судя по прошлогодним думским выборам, ни одна партия не получила бы право направить человека на работу в Госдуму. Впрочем, есть ведь еще регионы.
Еще одно нововведение можно отнести к числу подарков "Единой России", к числу членов которой президент, кстати, не принадлежит. Рекомендовать кандидатуры на пост губернаторов смогут победившие на выборах партии. Это, конечно, не прямые выборы, но такой задачи никто и не ставил. В Кремле не склонны идеализировать такой порядок вещей и хорошо понимают все опасности, с ним связанные, но та схема, которая существует сейчас, по словам очевидцев, еще хуже.
Отмена денежного залога для участия в выборах и предполагаемое обсуждение поэтапной отмены сбора подписей для участия в выборах для тех партий, кто победил на выборах, - также из разряда предложений Дмитрия Медведева по изменению избирательной системы. И здесь выигрывает не только "Единая Россия". В ряде региональных парламентов представлены и те партии, которых нет в Госдуме. На них это право также будет распространяться, но, видимо, только в рамках тех субъектов Федерации, где им удалось победить.
Снижение числа членов, необходимых для регистрации партии (где-то до 30 тысяч, но не сразу, как пояснил источник), а также ротация партийных верхушек - это уже из разряда предложенной Медведевым правки в закон о партиях. "Единороссы", правда, и так на своем ближайшем съезде готовились внести такую норму в свои партийные правила. Но распространится это и на остальных. Впрочем, нынешним лидерам в ближайшие годы ничего не угрожает. Мгновенная отставка после введения этой нормы им не грозит.
Важным и в каком-то смысле авансовым для Госдумы пунктом медведевской программы стало желание сделать подотчетным правительство парламенту. Ежегодно премьер будет отчитываться перед нижней палатой парламента. Правда, пока этим контроль избираемых органов власти над исполнительным и ограничится. Но источники в Кремле это считают мерой действенной и важной. У парламента в свою очередь также появится контролер - Общественная палата. Медведев предложил узаконить ее участие в обсуждении законов, связанных с понятием свобод, в том числе и экономических.
Для снижения контроля над СМИ Дмитрий Медведев как активный пользователь предложил развивать Интернет и цифровое телевидение, а заодно и гарантировать освещение действий партий в государственных СМИ, что сейчас хоть и регламентировано, но по сути нереализуемо.
Вообще во время Послания из уст Дмитрия Медведева довольно часто звучало слово "свобода". И все эти меры по идее призваны хотя бы частично, поэтапно и далеко не сразу, как отметили эксперты, уменьшить участие государства в том, в чем оно в принципе участвовать не должно. А заодно и повысить доверие к власти, без которого, по убеждению тех же экспертов, свободы не бывает. Установлению этой свободы, по мысли Медведева, мешает то, что бюрократия продолжает "кошмарить" бизнес, суды зачастую продолжают судить несправедливо, чиновники вмешиваются в выборы, бюрократы берут под контроль СМИ. И вчерашние слушатели Медведева на такие посылы совсем не обиделись. Напротив, хлопали этим тезисам громче всего. Видимо, не принимали это на свой счет.