Министерство иностранных дел Польши признало: в 2007 году Варшава продала Тбилиси около 30 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) "Гром Е2" и 100 ракет к ним.
ПЗРК представляют собой ракетные системы "поверхность-воздух", предназначенные для поражения низколетящих самолетов и вертолетов. Именно в связи с угрозами распространения и использования ПЗРК террористическими группировками, особенно против гражданской авиации, вопрос контроля за поставками этого оружия в последние годы находится в центре внимания различных международных организаций - ООН, ОБСЕ, АТЭС, "восьмерки", а также СНГ.
Польский МИД утверждает, что сделка с Грузией "носила легальный характер, и при ее осуществлении были соблюдены все необходимые международные процедуры". Однако на деле все обстоит не совсем так, вернее, совсем не так. Существуют политические и юридические обязательства, которые польская сторона взяла на себя в рамках Евросоюза и ОБСЕ, которые налагают серьезные ограничения на продажу или передачу вооружений.
Экспортеры, в частности, обязаны принимать во внимание внутреннюю и региональную ситуацию в стране-получателе - есть ли на ее территории вооруженные конфликты, учитывать, соблюдает ли страна-получатель международно-правовые и иные обязательства, касающиеся в том числе неприменения силы, соблюдения норм международного права. А также воздерживаться от передачи вооружений странам, которые могли бы привнести в какой-либо регион дестабилизирующий военный потенциал или нестабильность, использовать полученное оружие в репрессивных целях, для обеспечения силой признания своих территориальных притязаний. Поставляя "Гром" в Грузию, Польша все эти ограничения просто проигнорировала.
Есть и еще один важный юридический момент. Поставленный в Грузию польский комплекс был сделан польским ВПК на базе российских ПЗРК типа "Стрела" и "Игла". В период с 1995 по 2004 год российская сторона оказывала техническое содействие в разработке и освоении производства отдельных узлов ПЗРК. Кроме того, Варшаве поставлялись российские комплектующие изделия и материалы для производства "Гром Е2". При этом польская сторона обязалась использовать российские изделия только для потребностей минобороны Польши. И не реэкспортировать комплексы, а также не передавать их третьей стороне без письменного согласия России. Однако и эти договоренности соблюдены не были.
Впрочем, не только Польша помогала режиму Саакашвили готовить грузинскую армию к нападению на Южную Осетию. Специально созданная комиссия Верховной рады Украины посетила Цхинвал, где познакомилась с доказательствами, подтверждающими поставку украинского оружия в Грузию. Об этом заявил в Южной Осетии глава комиссии Валерий Коновалюк. По его словам, члены комиссии "увидели украинскую военную технику, оставленную грузинской армией, получили данные об украинских специалистах, участвовавших в военных действиях". Причем речь идет о наступательных вооружениях, которые Грузия использовала против Южной Осетии.
Тем временем президент Грузии Михаил Саакашвили сменил начальника генерального штаба. Глава государства вновь потребовал от военных сделать все для восстановления единства страны. А это означает, что правящий в Тбилиси режим будет и впредь закупать оружие за рубежом. Тем более когда его поставщики в угоду политической конъюнктуре не склонны соблюдать свои международно-правовые обязательства.