Дмитрий Орлов, руководитель Агентства политических и экономических коммуникаций:
-Послание президента отличается комплексностью, системностью и подробностью. Дело не только в протяженности и масштабности документа, но и в том, что Медведев уделяет внимание огромному спектру вопросов: политическая система, образование, внешняя политика, борьба с экономическим кризисом и формирование российского финансового центра. Получился технологически продуманный документ.
Одно из главных ноу-хау Послания - продление полномочий президента и Госдумы. На мой взгляд, реагирование на актуальные вызовы, которые стоят перед политической системой, и пересмотр базовых ценностей Конституции - это совершенно разные вещи, и, кстати, сам Медведев об этом сказал. Здесь нет противоречий. Предлагая изменения в Конституции и политической системе, Медведев выступает за дальнейшее развитие сложившихся политических институтов, а не за их пересмотр и слом. Это политика эволюционного типа, политика развития.
Точно так же Медведев призывает развивать демократические институты, и здесь прежде всего речь идет о развитии крупных структур, а именно серьезных парламентских партий. Не случайно он сказал о том, что губернаторы должны назначаться по представлению крупнейшей политической партии. Президент взял курс на дальнейшую партизацию политической системы. Но при этом он считает, что любой выбор граждан должен быть отражен в составе парламента. Именно этим продиктовано его предложение, чтобы партии, набравшие от 5 до 7 процентов, имели один-два мандата в Думе. Это придаст нижней палате большей представительности. Медведев хочет дать какой-то утешительный приз для участников выборов второго эшелона. Президентские предложения кардинально не меняют политическую систему, они просто ее настраивают.
Медведев реагирует на определенные вызовы, которые стоят перед страной. Есть угроза нашей национальной безопасности, которая исходит от блока НАТО и элементов ПРО, Медведев предлагает реагировать на нее и реагирует, предлагая совершенно четкую программу.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:
- В этом году формат Послания изменился: Медведев вышел один без всяких объявлений и выступал один на трибуне без заднего фона двух спикеров,
В его Послании уделено мало внимания кризису. Но это и понятно, он сам сказал, что правительство предпринимает меры и пусть работает дальше в том же направлении. Он прекрасно осознает все опасности, стоящие перед страной. Да, слово "кризис" мало произносилось. Скорее всего, президент не хотел вызвать некоторые фобии у наших граждан, которые и так запуганы. Иначе вся страна уже стояла бы у банков, чтобы снять свои деньги. В нем чувствуется уверенность, что мы выйдем из этого кризиса если вообще не без ущерба, то хотя бы с минимальными потерями. Фондовые рынки обязательно отреагируют на эту уверенность.
Другой момент в Послании - политический, и ему отведено большее место. Медведев заявил о необходимости политических свобод и фактически запретил командовать СМИ. Это знаковые фразы, и сказаны они были достаточно жестко, а сидящая в зале элита не спешила аплодировать. Я обратил внимание, что у многих лица стали растерянными. Ожидали услышать другое, а Медведев поставил на первое место свободу. Она остается базовой ценностью и его президентства, и Конституции.
Кстати, на мой взгляд, противоречия между тем, что Конституция незыблема, и его предложением увеличить срок полномочий президента и Думы, - нет. Это всего лишь технические моменты, базовые положения не меняются.
Что касается международных заявлений президента, то Медведев как раз выступает либералом, но ни в коем случае не агрессором. Если есть угроза, почему ее не предотвратить? В этом плане я вижу президента как настоящего русского либерала, продолжателя наших традиций. Среди которых главная заключается в том, что государство должно быть сильным, способным себя защищать для того, чтобы обеспечивать свободу внутри страны.