Недавно Госдума подготовила очередной ряд поправок в пакет антирейдерских законов, МВД намерено активизировать борьбу с рейдерством, не отстают и власти российских регионов, объявляя войну местным захватчикам. Рейдерство в России приобрело такие масштабы, что работу правительства по созданию антикоррупционных и антирейдерских законопроектов взял под личный контроль Дмитрий Медведев.
Центр политических технологий неоднократно обращался к этой проблеме. Еще весной центр провел социологическое исследование феномена современного российского рейдерства, основанное на экспертных интервью с наиболее авторитетными специалистами по вопросам рейдерства, коррупции и экспертами в области права.
В ходе работы было получено много любопытных данных (полный текст отчета широко разошелся в Интернете). В частности, благодаря знаниям опрошенных нами экспертов мы смогли выделить несколько основных методов рейдерских захватов в современной России.
Способ 1. Мошенничество. Сфера применения этого способа весьма широка. Мошенничество может осуществляться различными способами: начиная от фальсификации протоколов собраний акционеров, заканчивая подкупом судей и подделкой судебных решений. К этому же способу можно отнести и корпоративный шантаж (так называемый "гринмэйл").
Показательным примером служит конфликт вокруг предприятия "ТольяттиАзот", который начался еще в 2005 году, когда миноритарии комбината и попытались получить контроль над советом директоров ТоАЗа.
Способ 2. Силовой захват. Самый грубый, но эффективный способ. Он обычно используется уже при наличии сфабрикованных документов о смене собственника предприятия. Исполнителями захвата в основном выступают сотрудники частных охранных предприятий или специальные подразделения правоохранительных органов, а также судебные приставы. Несмотря на то что постепенно этот метод уходит в прошлое, совсем сбрасывать его со счетов все же не стоит.
Пример - силовой захват пермского завода "Привод" в том же 2005 году. Небольшая по случаю воскресенья охрана предприятия была смята, и здание заводоуправления было захвачено. На руках у нападавших были документы о якобы избрании нового совета директоров и гендиректора. Рабочие "Привода" отбили здание заводоуправления штурмом. Не обошлось без жертв.
Способ 3. Административные методы. Набирающий популярность в последние годы способ рейдерства. В этом случае отъем собственности происходит со стороны местных или федеральных органов власти. Часто, пользуясь служебным положением, некоторые представители правоохранительных органов наращивают свои личные активы и одновременно "гасят" уголовные дела, возбужденные по факту незаконного захвата собственности.
Что касается примеров, то, по мнению экспертов, во многих бизнес-конфликтах последних лет, активно обсуждаемых в СМИ, так или иначе замешаны государственные структуры.
Безусловно, данная типология не претендует на полноту, но эти три основных способа наиболее распространены. Однако время не стоит на месте, и рейдерские методы эволюционируют: становятся все более изощренными.
На фоне реальной борьбы с коррупцией "классическое" рейдерство постепенно уходит в прошлое. Рейдерам очевидно, что пришло время работать другими, более циничными методами. В связи с этим можно добавить четвертый (а скорее всего просто "очередной") способ незаконного отъема собственности.
Способ 4. "Антирейдерство". Это новый инструмент передела собственности. Рейдеры взяли его на вооружение месяц назад, поэтому в майском исследовании центра он не отражен. Этот циничный способ предполагает превращение рейдеров в "антирейдеров". Потому сегодня рейдеры стремятся попасть в ряды борцов с коррупцией: для того чтобы скрыть свое истинное лицо, они выступают как комментаторы новых антикоррупционных законов. А для окончательной легитимации своего положения они вовлекают в свои кампании по незаконному отъему собственности общественные организации.
Примером применения такого способа могут послужить события вокруг подмосковного завода "Стройдормаш". После многолетних судебных разбирательств суды признали законность одной из конфликтующих сторон. Уязвленная же сторона конфликта в свою очередь теперь стремится придать ситуации политическую окраску, вовлекая в корпоративный конфликт общественные организации. Например, представители Межрегиональной общественной организации "Справедливость" для большего скандала обвинили чиновников подмосковного правительства в том, что те якобы противодействуют восстановлению прав настоящих владельцев. В итоге для простого обывателя, который не хочет разбираться в сути конфликта, все выглядит до смешного просто: правозащитники обличают чиновников. "Блестящий" ход!
С другой стороны, рейдеры - выгодная партия для самих правозащитников. Многих некоммерческих и общественных организаций спонсировал до недавнего времени крупный бизнес. Некоторые из них и вовсе жили на деньги Запада, который таким образом проявлял политическую активность в России. Об этом еще в 2005 году говорил Владимир Путин. В наши дни львиная доля общественных организаций столкнулась с финансовыми трудностями: во время финансового кризиса олигархам не по карману кормить огромное количество подобных структур. Поток же западных грантов перекрыло жесткое законодательство. В этой ситуации некоммерческим организациям невысокого уровня только и остается участвовать в сомнительных коммерческих проектах на злобу дня.
Получается, что современные рейдеры часто бывают своеобразными "волками в овечьей шкуре". Это уже не просто блестяще образованные и юридически подкованные люди. Сегодня рейдеры умудряются, прикрываясь актуальными антикоррупционными лозунгами, относительно свободно прибирать к рукам приглянувшиеся им предприятия. Рейдеры придумывают все новые и новые схемы, опережают законодательство, правоохранительные ведомства, юристов - они практически неуязвимы.
А между тем, по неофициальным данным, в России за год происходят тысячи и тысячи рейдерских атак. И скорее всего эти цифры явно недооценены.
Игорь Бунин, президент фонда "Центр политических технологий"